472
10 сентября 2024

4 правила воспитания психологически здорового ребенка

4 правила воспитания психологически здорового ребенка
Стремление дать детям все самое лучшее — игрушки, одежду, знания, развлечения — часто приводит к обратному результату: ребенок становится капризным и быстро устает. Родители в замешательстве: почему их забота не приносит удовлетворения и радости? Иногда самое лучшее, что можно сделать для ребенка, — просто дать ему немного покоя. Cледование этим нехитрым правилам позволит вам воспитать психологически здорового человека.

Правило первое: меньше игрушек

Вы задумывались о том, что переизбыток игрушек может здорово утомлять ребенка? Ведь он все время стоит перед выбором, и именно это создает ощущение неудовлетворенности. Внимание его рассеивается, и ребенок все чаще капризничает, требуя новые игрушки. Которые, к слову, практически не ценит. Потому что ему эту ценность не прививают.
Родители нередко переоценивают потребности детей, не придавая значения их способности наслаждаться игрой с тем, что у них уже есть. Ведь дети испытывают радость от самой игры, а не от изобилия вариантов.
ФОТО Unsplash
ФОТОUnsplash
«Много игрушек в детской комнате может говорить о том, что родители пытаются компенсировать недостаток эмоциональной связи с ребенком или компенсировать недостаток их в своем детстве», — считает детский психолог Ирина Млодик.
Когда игрушки начинают накапливаться, стоит провести ревизию — убрать те, которые ребенок перерос, или на время припрятать лишние, чтобы через какое-то время «освежить» ими обстановку в детской.

Правило второе: во всем важна организованность

Когда мы становимся родителями, порой нам кажется, что можно позволить себе спонтанность: сегодня поем три раза, завтра — как получится. Но стоит учесть факт: если ребенок постоянно живет в хаотичной среде, это вызывает у него беспокойство и неуверенность. Особенно важно понимать значимость порядка, когда ребенок живет «на два дома» — с отцом и матерью после развода. В таких условиях необходимо установить правила и придерживаться их.
«Дети — это часть нашей семейной системы, важная, но все же часть, — объясняет Ирина Млодик. — В этой системе обязательно должно быть место взрослым, которые соблюдают традиции и правила. Это обеспечивает ребенку ощущение стабильности и безопасности, необходимое для его развития».
Простые семейные ритуалы, как, например, подготовка одежды на следующий день или совместные завтраки, создают для ребенка ощущение предсказуемости и порядка
«Дети нуждаются не в реализации взрослыми их сиюминутных капризов, а в дисциплине, традициях и правилах, которые помогают им научиться самоорганизовывать себя и свой день. Именно так они понимают, как регулируется жизнь в принципе, — подтверждает Ирина Млодик. — Им, безусловно, важно, чтобы слышали их желания и реагировали на них. Но вовсе не обязательно согласием, можно и отказом. Потому что, будучи рядом со значимыми близкими под их защитой, детям важно научиться переживать фрустрацию».

Правило третье: дайте место скуке

Маленькой Насте недавно исполнилось 3 года, и она проживает свое лучшее детство. Родители не устраивают ей «забеги» по всяким развивающим кружкам. Они не заставляют дочь заниматься английским только потому, что это модно и «чем раньше, тем лучше». Они не ведут ее силком на занятия музыкой, танцами, рисованием. Родители понимают, что нужно дать Насте время, чтобы у нее сформировался интерес к той же музыке или языкам.
А вот, например, пятилетний Саша после садика торопится с мамой на плавание. Еще он успевает посещать логопеда, учить испанский язык и заниматься футболом. И все это благодаря заботливым родителям, которые стараются наполнить жизнь своего любимого сына полезными активностями. Устает Саша, устают родители. Но взрослые при этом довольны. Ведь их ребенок развивается быстрее других! На опережение идут всей семьей. Однако за всей этой «полезной для дитятки» активностью часто скрывается удовлетворение амбиций родителей, а не интересы самого ребенка.
Для того чтобы у ребенка начали формироваться собственные интересы, ему очень важно и нужно иметь свободное время
«Сегодня распространена тенденция окружать детей вниманием, заполняя их время занятиями и заботами, — отмечает Ирина Млодик. — Однако дети нуждаются не в этом, а в нашем искреннем внимании и участии, в нашей личной включенности в процессы их развития».
Для развития у ребенка собственных интересов и формирования критического мышления ему необходимо свободное время — без внешних нагрузок и контроля. Как говорил Александр Сергеевич Пушкин, «скука — принадлежность мыслящего существа». Ребенок вполне способен находить себе занятия без указаний от родителей. Это может быть рисование, собирание пазлов, болтовня по телефону. И, как бы ни казалось странным, именно свобода ребенка быть «без дел» от лица взрослого является одним из важных условий постепенного развития у него воображения и личного самовыражения.
А вот родители могут послужить ему хорошим примером, отложив, например, свои гаджеты или отказавшись от каких-то насыщенных планов. Часто время, которое мы проводим без видимых результатов, без этой вечной гонки «успеть все», может оказаться довольно плодотворным.

Правило четвертое: помните, что дети все слышат

ФОТО Unsplash
ФОТОUnsplash
Мы порой умиляемся взрослым изречениям из уст младенцев. И, к сожалению, не замечаем, как втягиваем детей в свои взрослые игры. А, меж тем, в общении с детьми важно помнить, что они не должны быть участниками всех наших проблем и тревог.
«Разумеется, мы должны делиться с детьми разными эмоциями, в том числе и негативными. Ведь именно, глядя на нас, они учатся мыслить и искать решения, — отмечает Ирина Млодик. — Но информация должна быть дозированной и подходящей для их возраста. Не стоит, например, при детях обсуждать чьи-то любовные похождения».
Конечно, мы можем делиться с ребенком своими проблемами, но обязательно должны добавлять, как намерены с ними справляться. Именно так он понимает, что трудности могут случаться, но они преодолимы.
А еще лучше, знаете, что? Хоть иногда отключить все внешние «раздражители» (телевизор, радио и т. д.) и учиться находиться в тишине самим. Может быть, почитать книгу или заняться каким-то творчеством. Потому что в этой самой тишине намного легче услышать и себя, и своего ребенка. И эта тишина делает атмосферу в доме гораздо спокойнее.
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее