Часто ли вы ловите себя на мысли, что ваш сообразительный и любознательный ребенок, который легко собирает сложные пазлы и часами рассуждает о динозаврах, вдруг никак не может запомнить, как пишется самая простая буква, или постоянно коверкает знакомые слова, меняя в них местами слоги?
Внутри нас в такой момент борются два чувства: тревога («а все ли в порядке?») и желание успокоить себя («он просто маленький, еще наверстает, это всего лишь невнимательность, устал, перевозбудился»). Так где же та грань, за которой обычные трудности роста могут указывать на риск специфических нарушений обучения — дислексии и дисграфии?
Важно понять и принять самый главный факт: дислексия — это не просто «читает медленно и с ошибками», а дисграфия — это не «некрасивый почерк и грязь в тетради». Это избирательные нарушения способности к овладению письмом и чтением, имеющие нейробиологическую природу, особенность работы мозга, при которой он иначе обрабатывает зрительную и звуковую информацию. Ребенок с такими особенностями может быть невероятно ярким, творческим, с развитой фантазией и устной речью, но при этом его мозг с огромным трудом расшифровывает символы (буквы) и переводит их в звуки, и наоборот.
И самое важное, что должны знать родители: эти трудности никак не связаны с ленью, недостатком усидчивости или низким интеллектом. Напротив, часто это очень умные и талантливые дети, которым просто нужен другой подход.
Чем раньше мы заметим тревожные звоночки, тем эффективнее мы сможем помочь, поддержать самооценку ребенка и предотвратить будущие слезы, ссоры из-за уроков и нежелание ходить в школу. Помощь, оказанная до начала обучения, является самой эффективной.
Важно: заключение о риске дислексии или дисграфии правомерно ставить только после окончания 1 класса, когда навык письма и чтения начал формироваться в условиях систематического обучения. Однако, работа по предупреждению этих трудностей должна начинаться гораздо раньше, в дошкольном возрасте.
Какие же именно признаки должны нас насторожить в дошкольном возрасте, в период с 4 до 7 лет?
Давайте разделим их на две большие группы:
1. Связанные с устной речью. Со стороны устной речи мы можем наблюдать следующие постоянные и стойкие трудности, которые не проходят, а лишь видоизменяются со временем. Ребенок может путать звуки, близкие по звучанию или месту образования (б-п, д-т, с-ш, з-ж), даже если он может правильно произнести этот звук изолированно (например, по вашей просьбе сказать правильно [С] отдельно).Он может переставлять или пропускать слоги в длинных и даже знакомых словах, говоря, например, «тевевизор» вместо «телевизор», «пимидор» вместо «помидор», «касавока» вместо «сковородка». Характерно также сокращение слов, упрощение сложных словесных конструкций.
У ребенка может быть заметно бедный для своего возраста словарный запас, ему с трудом дается подбор нужного слова, он часто использует слова-паразиты или общие описания вместо конкретных названий («ну эта штука, которой кушают» вместо «ложка»).
Ему может быть сложно запомнить и пересказать простую последовательность: выучить наизусть короткое стихотворение, запомнить порядок дней недели, времен года, хотя память на события, лица, маршруты прогулок у него может быть прекрасной.
Он может с трудом понимать сложные многоступенчатые инструкции, данные сразу («подойди к столу, возьми синюю тетрадь, открой ее на пятой странице и принеси мне карандаш»), и путаться в них, выполняя только часть просьбы.
Со стороны интереса к буквам, чтению и письму признаки могут быть еще более очевидными. Несмотря на нормальный, а часто и высокий интеллект, у ребенка может вызывать стойкое сопротивление, утомление и негативные эмоции сама идея изучения букв. Он может их путать визуально, особенно графически похожие (Ш-Щ, П-Н,Л-М), не запоминать, как они выглядят и какой звук обозначают, сегодня знать, а завтра забыть.
2. Связанные с подготовкой к письму. Очень характерный признак — зеркальное написание букв и цифр при рисовании или письме не только до 5-6 лет, но и позже, причем на постоянной основе. При попытке что-то скопировать, нарисовать по образцу или просто посидеть за раскраской вы можете наблюдать быструю утомляемость, нежелание, сильный нажим на карандаш или, наоборот, еле заметные, дрожащие линии.
Обязательно обратите внимание на развитие общей и мелкой моторики: трудности с завязыванием шнурков, лепкой из пластилина, собиранием мелкого конструктора, мозаики, застегиванием пуговиц и молний — все это может быть связано с риском развития дисграфии, так как письмо — это сложнейший моторный акт.
Также дети с риском дислексии часто с трудом удерживают в памяти и воспроизводят ритмические последовательности (похлопать «раз-два, раз-два-три»), путают право и лево на себе, не могут определить, где правая и левая рука у человека напротив. Важно смотреть не на один-два случайных признака, а на их совокупность и, главное, на постоянство. Единичные ошибки, периоды «отката» — это абсолютная норма этапа развития. Но если вы видите устойчивую, повторяющуюся картину из нескольких пунктов — это веский повод не ждать волшебного «перерастет», а мягко и тактично обратиться за консультацией к квалифицированному логопеду или нейропсихологу.
Помните, цель этого визита — не навесить на ребенка «ярлык», а проявить родительскую заботу и дальновидность.
Это возможность понять его уникальность и дать ему именно те инструменты для развития, которые ему помогут. Ранняя поддержка, правильные, часто игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, зрительно-пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков, могут значительно сгладить эти трудности, компенсировать слабые звенья и помочь ребенку пойти в школу уверенным в своих силах, без страха перед неудачей. Ваша внимательность, терпение и любовь сегодня — это фундамент его школьных успехов и здоровой самооценки завтра. Верьте в своего ребенка, ищите его сильные стороны и обращайтесь к специалистам.
Давайте обобщим то, о чем мы говорили выше, выделим на что обратить внимание и я предложу вам действенные, проверенные мной упражнения, которые помогут в пропедевтической работе.
Ранние признаки («красные флаги» в медицине), на которые стоит обратить внимание:
1. В сфере речи и слухового восприятия:
Фонематический слух: ребенок путает близкие по звучанию звуки (С-Ш, З-Ж, К-Т, Р-Л) не только в произношении, но и на слух. Не может повторить цепочку слогов («ка-га-ка»), подобрать слово на заданный звук( например, придумай слово на звук «С»)
Слоговая структура: упорно переставляет или «теряет» слоги в длинных словах даже после 5 лет («тевевизор», «покиника» и тд).
Словарь и словообразование: бедный словарный запас. Трудности с подбором антонимов и синонимов (высокий – низкий). Не может правильно образовать форму слова («много стулов»). Аграмматизмы - ошибки в согласовании слов, например, "синяя платье".
Пересказ и память: не может запомнить и пересказать простой рассказ, выучить стихотворение. Путает последовательность событий.
2. В сфере зрительного восприятия и моторики:
Зрительно-пространственные представления: неустойчиво различает «право-лево» на себе и особенно(!) у собеседника. Путает графически похожие буквы (П-Н, Б-Д, Ь-Ы, Ш-Щ, И-У) и цифры (2-5, 6-9) еще ДО начала письма.
Зеркальное отражение: стойкое (после 6-6.5 лет) зеркальное написание букв и цифр при рисовании и в первых пробах письма.
Мелкая моторика: неловкость, нежелание заниматься лепкой, аппликацией, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Сильный, давящий нажим на карандаш или, наоборот, слишком слабый, неровные, «дрожащие» линии.
3. В сфере ритма и последовательности:
Не может повторить ритмический рисунок (Повтори ритм: два быстрых хлопка, пауза, один хлопок (// /)".
Путает последовательность (алфавит, дни недели, времена года даже после многократного повторения).
Упражнения для пропедевтики (профилактики) трудностей:
Цель этих упражнений — не научить читать и писать, а развить «базу»: те психические функции, которые необходимы для успешного овладения этими навыками.
1. Для развития фонематического слуха и звукового анализа:
«Поймай звук»: хлопни в ладоши, если услышишь звук [С] в слове. Например, «Сок», «Коса», «Зонт», «Лиса».
«Повтори за мной»: повтори цепочку слогов: «Та-да-та», «Ба-па-ба», «Ко-го-ко».
«Первый и последний звук»: какой звук первый в слове «Мак»? Какой последний в слове «Кот»? (Используем звук, а не букву! Говорим [М], а не «ЭМ»).
«Придумай слово»: придумай слово, которое начинается на тот же звук, что и «Солнце» ( слово на звук[С]).
Игры с рифмой: подбери рифму к слову («кошка – мошка, картошка»).
2. Для развития зрительно-пространственных представлений:
«Зеркало»: встань как моё зеркальное отражение. Покажи мою правую руку своей левой.
«Лабиринты» и «Графические диктанты»: мой «маст хэв»! Классические упражнения на ориентацию на листе («две клетки вправо, одна вниз»).
«Найди отличия»: поиск различий на двух картинках.
Конструирование и складывание пазлов: развивает целостное зрительное восприятие.
«Лепим буквы»: лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, рисуем на песке, манке. Тактильное знакомство с образом буквы помогает запомнить её контур и избежать зеркальности. А еще для всей семьи: «рисуем букву» на спине, руке ребенка, он угадывает, потом-меняемся, ребенок «пишет» маме/папе/бабушке/дедушке и взрослый угадывает. Прекрасное настроение для всей семьи-обеспечено.
3. Для развития мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:
Пальчиковая гимнастика: регулярное выполнение комплексов упражнений для пальцев, можно использовать су-джок(колючий такой шарик с пружинками). Нейробика или нейрогимнастика (существуют готовые комплексы нейрогимнастики, которые можно найти в сети).
Игры с мелкими предметами: перебирание крупы, нанизывание бусин, работа с мозаикой, конструктором типа «Лего».
Штриховка и обводка: обведение по контуру, штриховка фигур в разных направлениях (слева направо, сверху вниз) с соблюдением границ.
4. Для развития чувства ритма и серийной организации движений:
Повторение ритмов: отхлопать, отстучать карандашом ритмический рисунок.
Нейробика или нейрогимнастика ( у меня есть целый курс из 20 уроков). Например, «колечко» — поочередное соединение большого пальца с остальными с прогрессирующей скоростью.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно поменять руки.
Хочу сказать родителям, главное, не превращайте занятия в уроки. Вводите эти упражнения в формате ежедневной 10-15-минутной игровой практики.
Если вы наблюдаете стойкий комплекс из нескольких признаков, не проходящий на фоне регулярных игровых занятий, это повод обратиться за консультацией к логопеду или нейропсихологу ДО поступления в школу.
Ранняя помощь - залог успешной компенсации и предотвращения вторичных психологических проблем (нежелания учиться, низкой самооценки). Вы всегда можете помочь своему ребенку!

Марина СорокунЛогопед, преподаватель РУДН.
Подробнее