Задержка речевого развития — проблема, которая встречается чаще, чем
кажется, и причины могут быть самыми разными. Родители начинают беспокоиться,
если ребенок в 2 года не способен построить простые предложения или вовсе не
говорит. Но, меж тем, тревожные звоночки появляются намного раньше, чем в 2
года. Тут главное — вовремя распознать, что что-то идет не так, и подойти к
решению проблемы грамотно.
Почему возникают трудности с развитием речи? На что родителям стоит
обратить внимание? Как помочь своему ребенку
развивать речь?
На эти вопросы отвечают ведущие логопеды ОЧУ «Школа Сотрудничества» Марина Степанова и Марина Воскресенская.
Почему ребенок не начинает говорить вовремя
Причинами задержки
речевого развития может выступать внутренняя и внешняя среда, а также
генетическая предрасположенность.
И вот, что говорит статистика:
Одной из самых частых причин (47%) является гипоксия, которая возникает в перинатальный период (термин, обозначающий период, относящийся к предродовому, родам и первому времени после них).
В трети случаев (28%) на задержку речевого развития влияют аномалии мозга (отклонения в структуре или функционировании головного мозга).
Каждый пятый ребенок страдает от TORCH-инфекций (внутриутробные инфекции: токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, герпес).
4% выпадают на родовые травмы и 2% — на наследственные болезни обмена (например, нарушения обмена углеводов).
Задержка развития речи
также может возникнуть ввиду физиологических проблем у ребенка. Например, нарушения
слуха, которые не всегда очевидны, влияют на развитие речи. Часто дети с подобными
нарушениями не слышат правильную артикуляцию и потому не могут воспроизвести
звуки. Сюда же стоит отнести проблемы с органами речевого аппарата. Неправильный
прикус, короткая уздечка языка — все это тоже является препятствием для
нормального речевого развития.
Речевые задержки могут
быть обусловлены дефицитом общения и эмоциональными стрессами.
Если ребенок растет в напряженной обстановке или испытывает стресс, это может сказываться на его речевой активности. Замкнутые или тревожные дети могут дольше оставаться молчунами, несмотря на отсутствие физиологических причин.
Для развития речи ребенку необходимо постоянное взаимодействие с окружающими, особенно с взрослыми. Если родители мало разговаривают с ребенком, он может не получить достаточного стимула для того, чтобы начать разговаривать самому.
На генетическую
предрасположенность, конечно, повлиять невозможно, но есть факторы, которым
стоит уделить особое внимание. До наступления беременности обоим родителям
необходимо вести здоровый образ жизни, а за 3-4 месяца до планируемого зачатия
желательно пройти обоим полное медицинское обследование (check-up).
Важно провести профилактику задержки речевого развития еще до рождения малыша
На что нужно обратить внимание родителям
Двигательное и речевое
развитие ребенка протекает в параллели:
ребенок держит голову — появляется гуление;
ребенок ползает — мы слышим лепет;
ребенок делает первые шаги — появляются первые слова.
Звукоподражания (му,
мяу, и-го-го) в этом возрасте тоже считаются словами. Среди признаков наличия
речи также есть слоги, которые ребенок использует для обозначения конкретных
предметов (например, ма – мама, бу – бутылочка, ба – ботинки).
Если эти этапы не пройдены до достижения ребенком возраста 14 месяцев, это говорит о первых признаках задержки речевого развития
Также яркими маркерами
задержки речевого развития являются:
отсутствие указательного жеста после полутора лет (указательный жест – показатель невербальной коммуникации и предвестник первых слов);
невозможность выполнения простых инструкций (принеси/дай/бери/вези) в возрасте 1,5–2 лет;
отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2 лет;
неспособность соединения слов в простые фразы («мама, дай», «папа, на») в возрасте 2,5–3 лет.
Если ребенок не понимает
обращенную речь; понимает речь, но не говорит сам; говорит так, что его
понимают только родные; родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду.
По результатам диагностики он может направить к смежным специалистам
(неврологу, отоларингологу, психологу).
Как могут помочь ребенку специалисты
Сложно выделить наиболее эффективные методы коррекции, поскольку каждый случай
задержки речевого развития требует индивидуального подхода. Комплекс мер может
включать:
коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и/или нейропсихологом;
физиотерапевтические процедуры, включающие лечебный массаж, сеансы с остеопатом;
медикаментозная поддержка, которая назначается лечащим врачом.
В коррекционной работе со специалистами очень важно участие родителей
Как могут помочь ребенку родители
Первое, чем родители должны заниматься с ребенком, — активно развивать его
речь. Сделать это не так уж сложно, стоит лишь следовать шести правилам на
регулярной основе.
1 Рассматривайте с ребенком картинки и просите его описывать, что он видит.
2Читайте небольшие рассказы и просите малыша пересказать.
3Рассказывайте эмоционально истории и вызывайте в ребенке желание подражать вам.
4 Учите вместе с ребенком стихи, песни, частушки, потешки.
5Просите ребенка описывать различные события и природные явления.
6 Играйте с ним. Игры для развития речи — отличный способ сделать процесс увлекательным для ребенка.
Используйте игрушки, персонажей или даже бытовые предметы, чтобы создавать диалоги и ситуации, в которых ребенок сможет активно практиковаться
И
ни в коем случае не давите на своего ребенка. Важно, чтобы занятия речью были
в формате игры и приносили ему
удовольствие. Помните, что каждый ребенок уникален, и
задержка речевого развития не всегда указывает на серьезную проблему. Но если
вы замечаете тревожные симптомы, не откладывайте визит к специалисту.
Эксперты: Марина Степанова, Марина Воскресенская, ведущие логопеды ОЧУ «Школа Сотрудничества»
Текст: Марина Степанова, Марина Воскресенская
Фото: Unsplash