Конфликты — неизбежная часть отношений, особенно с близкими людьми. Как бы
ни хотелось от них оградиться, время от времени все равно приходится «сталкиваться
лбами». Разногласия, недопонимание, обиды, напряжение — все это порой способно
превращаться в разрушительное цунами, сносящее и переворачивающее все вокруг. И
тут очень многое зависит от того, как вы умеете справляться с напряженными моментами.
Вообще само слово «конфликт» у многих вызывает негативные эмоции. Оно и
понятно. Мало приятного в ссорах и горячих спорах с людьми, особенно — с
близкими. Но, знаете, в чем парадокс?
Именно конфликты помогают нам выстроить настоящую близость в отношениях
Они дают нам возможность видеть и слышать друг друга по-настоящему и учат
договариваться.
Чтобы смягчить любой спор, важно
не подавлять эмоции, а направлять их в
нужное русло. В этом помогут семь простых, но очень эффективных фраз, которые способны
снять эмоциональное напряжение, погасить скандал, настроить на взаимопонимание
и выстраивание действительно доверительного диалога.
1.«Помоги мне понять»
Эта фраза сразу меняет атмосферу разговора. Вместо противостояния
проявляется интерес ко взглядам и чувствам другого. Спрашивая о том, что именно
задело или вызвало возмущение, вы показываете: ваше желание — не выяснить, кто
прав, а понять причину, стоящую за этим. Люди всегда открываются легче, если видят
искреннюю заинтересованность и готовность выслушать.
Искренние попытки понять точку зрения другого человека уводят разговор от борьбы за власть или выяснения того, кто прав
Клинический психолог Райан Хоус отмечает: «Запрашивая дополнительную
информацию, вы помогаете близкому человеку почувствовать себя услышанным, и
одновременно собираете как можно больше информации, прежде чем искать решение».
2.«Давай решим эту проблему вместе»
Призыв к совместному решению не оставляет места для обвинений и упреков.
Эта фраза приглашает вашего партнера, друга или ребенка к объединению. Вместо
того, чтобы навязывать свое решение, вы включаете другого человека в процесс
поиска результатов. Что, в свою очередь, увеличивает доверие и показывает: вы цените
его участие и готовы работать над поиском решений вместе.
«Приглашая близкого человека вместе найти решение, вы
отдаете приоритет связи и командной работе, а не разделению», — считает клинический
психолог Райан Хоус».
3.«Это хорошее замечание»
Иногда даже критика несет в себе полезную информацию. Признав это, вы обезоруживаете
своего оппонента и показываете, что готовы принять его точку зрения. Это фраза
помогает убрать его защитную реакцию и перевести разговор в конструктивное
русло. Если партнер считает, что его комментарии имеют вес, он становится более
готовым к диалогу.
«Трудно защищаться, если собеседник действительно вас слышит», — говорит семейный психотерапевт Сара Эпштейн
4.«Я слышу все, что ты говоришь»
Один из главных факторов, разжигающих конфликт, — ощущение, что тебя не
слышат. Когда человек знает, что его мнение важно, и слышит подтверждение этого,
его это успокаивает и настраивает на спокойный диалог. Слова «я слышу все, что
ты говоришь» дают понять, что вы открыты к общению,
не игнорируете мнение
своего оппонента и готовы решать возникшую проблему.
Эта фраза показывает, что вы активно слушаете, пытаетесь понять человека, а не просто ждете своей очереди высказаться
«Такое простое признание может помочь сломать оборонительную позицию и
заставить оппонента почувствовать себя услышанным, что часто является первым
шагом к разрешению конфликта», — отмечает психотерапевт по вопросам брака и семьи
Эбигейл Мейкпис.
5.«Давай сделаем перерыв, я слишком расстроен (-а), чтобы вести диалог»
В момент ссоры в нашем организме выделяются гормоны стресса, активируя
реакцию организма «бей или беги». Сердцебиение ускоряется, дыхание становится
поверхностным. В таком состоянии сложно слушать, слышать и ясно мыслить.
Если вы понимаете, что эмоции вас захлестывают, предложите сделать паузу.
Эта фраза поможет избежать поспешных слов и решений, о которых потом можно
пожалеть.
Семейный психотерапевт Сара Эпштейн считает, что перерыв в конфликтной
беседе «позволяет обеим сторонам вернуться к разговору с холодной головой и
чувством большего великодушия».
Важное замечание: тот, кому нужен перерыв, должен сообщить об этом (а не уходить без предупреждения), а также сказать, когда он вернется к обсуждению
6.«Что мы можем сделать по-другому в следующий раз?»
Эта фраза переключает фокус с самой проблемы на ее решение и поддерживает
позитивный настрой. Вместо обсуждения того, что произошло не так, вы задаете
вектор, направленные на улучшения. Этот подход помогает избавиться от взаимных
упреков и обид и понять, как можно избежать подобных ситуаций в будущем.
«После того, как проблема прояснена, можно двигаться к решению, и желательно
к такому, которое вы оба совместно создаете. Вероятно, вы окажетесь в похожей
проблемной ситуации в будущем, и полезно иметь в голове план действий», — говорит
клинический психолог Райан Хоус.
7.«Спасибо, что ты согласился (-ась) поговорить со мной об этом»
Выражение благодарности — еще один эффективный способ разрядить напряжение
в диалоге. Эта фраза завершает разговор на положительной ноте. Говоря «спасибо»
своему собеседнику, вы даете понять, что цените усилия, которые человек
вкладывает в обсуждение, и дорожите вашими отношениями.
Психотерапевт Эбигейл Мейкпис подчеркивает: «Такой подход может
сделать разговор более безопасным для обоих людей, помогая им оставаться
спокойными и открытыми, даже при обсуждении деликатных вопросов».
Конфликты — это возможность лучше узнать друг друга и
научиться строить здоровые отношения, полные эмоциональной близости и доверия. Не
стоит убегать и прятаться от них. Наоборот, важно учиться «гасить» напряжение,
которое, хотите вы того или нет, все равно периодически будет возникать в ваших
взаимоотношениях с близкими людьми. Потому что все мы без исключения далеки от
идеала.
Текст:
Наталья Журавлева
Фото:
Freepik.com, Unsplash