Анна Мельникова, автор детских книг
Автор статьиАнна Мельникова, автор детских книг
Перейти на страницу автора
15
28 октября 2025

Игры по возрасту: чем занять ребёнка во время бодрствования от 0 до 1 года

Игры по возрасту: чем занять ребёнка во время бодрствования от 0 до 1 года
Источник: Freepik
Когда в доме появляется новорождённый, кажется, что всё крутится только вокруг сна и кормлений. Но потом наступает то самое «время бодрствования» — и вы, уставшая, но всё ещё полная любви мама, задаётесь вопросом: а что с ним делать-то в эти паузы между снами?
Сначала малыш просто смотрит на свет и ваше лицо. Потом он уже начинает тянуться, ползать, переворачиваться. Но понять, что ему по силам именно сейчас, в этом возрасте — задача не из простых.
У меня так и было. Со старшим я металась между «развивать» и «дать отдохнуть», а со вторым — уже делала всё проще. Поэтому, когда создавала приложение в помощь мамам MIDMOON, мне было важно, чтобы внутри были конкретные и понятные подсказки, что делать с малышом в каждом возрасте — без перегруза, но с заботой.

Важно знать: до года — это период пола

Почти с первых месяцев и до самого момента, когда малыш начнёт уверенно ходить, практически всё бодрствование ребёнка должно проходить на полу. Именно там он учится ползать, тянуться, сидеть, вставать и исследовать мир.
Поэтому важно учитывать:
1) обеспечьте безопасное пространство — без мелких предметов, проводов, углов и всего, что можно потянуть в рот;
2) используйте тёплый, нескользкий и не слишком мягкий коврик;
3) постарайтесь, чтобы все активности проходили на полу, а не на кровати или в манеже: только так ребёнок осваивает своё тело и пространство вокруг.
Ребёнок познаёт мир через движение и через рот — будьте рядом, но дайте ему свободу быть на уровне своего тела и возраста.

 0–2 месяца: контакт, тепло и сенсорика

Что сейчас происходит:
Малыш только учится воспринимать мир. Он различает свет и тень, реагирует на звуки и привыкает к телесному контакту.
Как играть — прямо и понятно:

Показывайте контрастные чёрно-белые картинки на расстоянии 20–30 см. Это стимулирует зрение и внимание.

Напевайте простые мелодии, повторяйте одни и те же звуки — «а-а-а», «ууу». Малыш начнёт «ловить» ритм речи.

Гладьте ручки и ножки, нежно массируйте ступни. Это укрепляет тактильную связь и расслабляет нервную систему.

Улыбайтесь в ответ на взгляд ребёнка — это первые кирпичики эмоционального контакта.

💡 Подсказки MIDMOON: если вам тяжело запоминать всё, просто фиксируйте начало и конец сна, а приложение само рассчитает время бодрствования и предложит, какие активности будут актуальны в этом возрасте.

3 месяца: держу голову и улыбаюсь

Что сейчас происходит:
Ребёнок дольше бодрствует, учится держать голову и «зависать» взглядом на знакомом лице. Эмоциональный отклик — в расцвете!
Как играть:

Кладите малыша на животик на короткое время и показывайте игрушку перед лицом — это укрепляет шею и спину.

Говорите с ним «в диалоге» — дождитесь гула и отвечайте. Формируется предречевая активность.

Играйте в мимику — улыбайтесь, надувайте щёки, открывайте рот. Он будет подражать!

💡 Совет от MIDMOON: Первые улыбки — не просто мило, это шаг к эмоциональному интеллекту. Пойте, смейтесь, гулите и так выстроится ваша тонкая связь.

4–5 месяцев: хватай и тянись

Что сейчас происходит:
Малыш учится управлять руками и фокусироваться на предметах. Это возраст первых «осознанных» прикосновений.
Как играть:

Положите яркую игрушку чуть-чуть подальше, чтобы малыш тянулся — это развивает координацию.

Посадите на колени, поддерживая подмышками, и аккуратно и не быстро «пружиньте». Весело и полезно для баланса.

Учите переворачиваться, слегка помогая рукой или ножкой — это развивает ориентацию тела.

Давайте лёгкие игрушки, погремушки — пусть хватается, трясёт, рассматривает.

Играйте в «ладушки» и пальчиковые игры.

Пойте песенки и танцуйте с малышом на ручках.

Давайте лёгкие игрушки, погремушки — пусть хватается, трясёт, рассматривает.
Давайте лёгкие игрушки, погремушки — пусть хватается, трясёт, рассматривает.Играйте в «ладушки» и пальчиковые игры.
Что сейчас происходит:
Что сейчас происходит:
Что сейчас происходит:
Задавайте простые задачки. Например, «положи мячик в коробку», «дай маме книжку» — малыш с восторгом справляется с простыми задачами.
Ползайте вместе. Превратите комнату в полосу препятствий из подушек, тоннелей (можно скрутить коврик), расставить коробки. Это развивает координацию и силу.
Интерактивные музыкальные игрушки - катающиеся, поющие, светящиеся - отлично подходят для этого возраста.
Гуляйте, давая ребёнку много визуальных стимулов. Если он готов - немного поползать по траве/песку.
Сходите в гости. Даже простая встреча с друзьями или бабушкой - это море новых впечатлений, лиц, звуков, запахов. Эмоциональная и познавательная «зарядка» для малыша.
Игры - это не про «занять ребёнка». Это про то, как ребёнок познаёт мир и себя в нём. Когда вы строите с ним ритм, включённость, безопасную свободу — он растёт с уверенностью: «Со мной интересно. Мне можно. Меня видят».
Игры - это не про «занять ребёнка». Это про то, как ребёнок познаёт мир и себя в нём. Когда вы строите с ним ритм, включённость, безопасную свободу — он растёт с уверенностью: «Со мной интересно. Мне можно. Меня видят».
И именно этот опыт становится потом опорой - для запуска речи, для самооценки, для отношений.
Сразу скажу: вы не обязаны всё успевать.
С малышом до года достаточно 2–3 простых игры в день, чтобы он развивался прекрасно.
Игры - это не про «занять ребёнка». Это про то, как ребёнок познаёт мир и себя в нём. Когда вы строите с ним ритм, включённость, безопасную свободу — он растёт с уверенностью: «Со мной интересно. Мне можно. Меня видят».
И именно этот опыт становится потом опорой - для запуска речи, для самооценки, для отношений.
И именно этот опыт становится потом опорой - для запуска речи, для самооценки, для отношений.
Что сейчас происходит:
Ребёнок активно двигается, пробует садиться, захватывает игрушки двумя руками.
Что сейчас происходит:
Ребёнок активно двигается, пробует садиться, захватывает игрушки двумя руками.
Что сейчас происходит:
Ребёнок активно двигается, пробует садиться, захватывает игрушки двумя руками.
Ребёнок активно двигается, пробует садиться, захватывает игрушки двумя руками.
💡 Совет от мамы в MIDMOON: «Я думала, это ещё рано - а потом мой малыш сам перевернулся. Оказалось, простая игра в “тянись за игрушкой” запускает очень многое».

6–8 месяцев: ползу, хватаю, учусь сидеть

Что сейчас происходит:
Ребёнок активно двигается, пробует садиться, захватывает игрушки двумя руками.
Как играть:

Кладите любимую игрушку чуть вне досягаемости — мотивируйте ползти.

Давайте шуршащие, звенящие, мягкие и твёрдые предметы — пусть исследует. ВАЖНО: чтобы не было маленьких деталей, помните, что малыш всё тащит в рот. Думайте всегда о БЕЗОПАСНОСТИ!

Поощрять ползание: тоннели, подушки, «догонялки».

Играть в «ладушки», «ку-ку», катать мяч.

Давать контейнеры с крышками, мягкие кубики, книжки с окошками. ВАЖНО: все должно быть без мелких деталей и под вашим присмотром! 

💡 MIDMOON поможет отследить: когда наступает оптимальное время для активных игр и когда уже пора переходить к более спокойным.

9–12 месяцев: ползу, встаю, пробую мир на вкус

Что сейчас происходит:
 Малыш активно осваивает тело — ползает, встаёт у опоры, возможно даже начинает ходить с поддержкой. Он всё понимает, реагирует на речь, обожает повторять за взрослыми и «впитывает» мир как губка. Но! Многие дети в этом возрасте ещё не ходят — и это нормально.
Как играть:

Ползайте вместе. Превратите комнату в полосу препятствий из подушек, тоннелей (можно скрутить коврик), расставить коробки. Это развивает координацию и силу.

Задавайте простые задачки. Например, «положи мячик в коробку», «дай маме книжку» — малыш с восторгом справляется с простыми задачами.

Пойте и двигайтесь. Танцы с покачиваниями на руках, хлопки в ладоши, топотушки на коленях — веселое движение в ритм под музыку стимулирует мозг.

Играйте в прятки с игрушками. Прячьте за подушку любимую зверюшку и вместе «ищите» её. Это игра на внимание и память.

Развивайте ролевое поведение. «Покормим мишку?», «Погладь котика» — малыш начинает повторять бытовые действия.

Интерактивные музыкальные игрушки - катающиеся, поющие, светящиеся — отлично подходят для этого возраста.

Гуляйте, давая ребёнку много визуальных стимулов. Если он готов — немного поползать по траве/песку.

Сходите в гости. Даже простая встреча с друзьями или бабушкой — это море новых впечатлений, лиц, звуков, запахов. Эмоциональная и познавательная «зарядка» для малыша. 

💡 Совет от MIDMOON:  Не торопитесь «учить ходить». Главное — дать пространство для движения и исследовать мир в своём темпе. Играйте с ним на полу — там, где сейчас его жизнь.

Почему это важно?

Игры — это не про «занять ребёнка». Это про то, как ребёнок познаёт мир и себя в нём. Когда вы строите с ним ритм, включённость, безопасную свободу — он растёт с уверенностью: «Со мной интересно. Мне можно. Меня видят».
И именно этот опыт становится потом опорой — для запуска речи, для самооценки, для отношений.

Как не выгореть?

Сразу скажу: вы не обязаны всё успевать.
С малышом до года достаточно 2–3 простых игры в день, чтобы он развивался прекрасно.  В MIDMOON мы поэтому и добавили подсказки по возрасту, чтобы вы не гадали, а просто открывали и видели: «Малыш сейчас на этом этапе развития, значит я буду делать с ним это…».

И в завершение

Ваш малыш не требует «чудо-программ». Ему нужна живая мама, которая иногда поёт ему песенку, иногда просто держит на руках, а иногда без сил сидит с ним на полу и просто улыбается. 
Это тоже про заботу. Это тоже про связь. И если у вас есть желание играть с малышом — пусть это будет радостью, а не ещё одним «надо».
Пусть ваши дни будут наполнены близостью — а мы с MIDMOON всегда рядом, чтобы поддержать вас в любую минуту. 💜
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее