Самостоятельность у ребенка — это не про разогреть суп в микроволновке
или одеться на прогулку без помощи мамы. Самостоятельность — это уверенность в себе, сообразительность
и успехи в учебе. Самостоятельные дети не ждут указаний, они сами решают
задачи, возникающие на их пути, и проявляют инициативу. Таким образом
развивается их интеллект и расширяется кругозор, закладывается основа для
личностного роста.
Как воспитать самостоятельного и ответственного
ребенка рассказывает Елена Мамуровна Мельникова, логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь
Федеральной сети логопедических центров
«Разноцветные цыплята».
Самостоятельность — это система полезных навыков, которая в будущем облегчит жизнь
А ответственность — способность исполнять обязательства,
следовать принятым в обществе правилам, и осознавать последствия своих
действий.
Когда начинать формировать самостоятельность
Для формирования навыков
самостоятельности и ответственности необходим поэтапный подход с учетом
возраста ребенка. С двух-трех лет можно и нужно прививать ребенку базовые
навыки самообслуживания, например:
учить малышей убирать игрушки;
одеваться и раздеваться самостоятельно: застегивать / расстегивать пуговицы, молнии, липучки;
соблюдать личную гигиену: мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетом;
для школьников: поддерживать порядок и чистоту в комнате.
Идеальное время, чтобы начать формировать самостоятельность — три года, когда наступает период «я сам»
И здесь не следует пресекать
инициативность малыша. Пусть у него не получается идеально, зато своими силами — это критически важно для его личностного
роста. Отработанный навык ляжет в основу механизма принятия самостоятельных
решений в будущем.
Я рекомендую постепенно расширять
зону ответственности ребенка, добавляя по мере его взросления все новые задачи.
Это формирует в нем дисциплинированность, пунктуальность и умение планировать
время.
Дисциплина — основное условие для развития самостоятельности
Любые отступления от ранее
установленных правил могут свести на нет все усилия. Приучили малыша убирать
игрушки, а потом вдруг разрешаете этого не делать? В его сознании формируется
установка: «значит, правила дисциплины можно и не соблюдать». Такое непоследовательное
поведение может только навредить.
Не пренебрегайте обучением ребенка
самостоятельности на бытовом уровне. Регулярное выполнение посильных
поручений по дому подготовит его к ответственному поведению в школе.
Кроме того, следует соблюдать оптимальную дистанцию: не делать всю работу за
ребенка, но и не оставлять его один на один с проблемами. Не бойтесь передавать
ответственность детям, но, при необходимости, будьте всегда готовы прийти на
помощь.
Родитель – лучший пример для ребенка
В жизни ребенка нет ничего
авторитетнее личного
примера родителя. Дети копируют поведение взрослых,
даже если те не замечают этого. Так, если в семье никто не читает книг, вряд ли
у ребенка разовьется интерес к литературе. Наблюдая за родителями, дети
усваивают важные социальные навыки: использование вежливых слов, уважительное
отношение к собеседнику, активное слушание, ясность изложения
мыслей.
Родители должны выполнять обещания,
данные ребенку. Тогда дети увидят, что родители несут ответственность за свои
слова и также будут понимать, что любые договоренности нужно выполнять. Не
навязываете свои цели. Ведь это не ваша жизнь, вы просто проводник в жизни
ребёнка. Лучше помогите ему на пути к его собственным достижениям.
Лишь комплексный подход, сочетающий
постепенное расширение свободы, строгую дисциплину, личный пример и разумное
поощрение, способен сформировать у ребенка устойчивые навыки самостоятельности
и ответственности.
Эксперт:
Елена Мамуровна Мельникова, логопед-дефектолог,
автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь Федеральной сети
логопедических центров «Разноцветные цыплята» Текст:
Елена Мамуровна Мельникова
Фото:
Unsplash