Федеральная сеть логопедических центров "Разноцветные Цыплята"
Автор статьиФедеральная сеть логопедических центров "Разноцветные Цыплята"
Перейти на страницу автора
719
6 ноября 2024

Секрет будущего благополучия: развиваем навыки самостоятельности и ответственности у ребенка

Секрет будущего благополучия: развиваем навыки самостоятельности и ответственности у ребенка
ФОТО Unsplash
Самостоятельность у ребенка — это не про разогреть суп в микроволновке или одеться на прогулку без помощи мамы. Самостоятельность — это уверенность в себе, сообразительность и успехи в учебе. Самостоятельные дети не ждут указаний, они сами решают задачи, возникающие на их пути, и проявляют инициативу. Таким образом развивается их интеллект и расширяется кругозор, закладывается основа для личностного роста.
Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка рассказывает Елена Мамуровна Мельникова, логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь Федеральной сети логопедических центров «Разноцветные цыплята».
Самостоятельность — это система полезных навыков, которая в будущем облегчит жизнь
А ответственность — способность исполнять обязательства, следовать принятым в обществе правилам, и осознавать последствия своих действий.

Когда начинать формировать самостоятельность

Для формирования навыков самостоятельности и ответственности необходим поэтапный подход с учетом возраста ребенка. С двух-трех лет можно и нужно прививать ребенку базовые навыки самообслуживания, например: 

учить малышей убирать игрушки; 

одеваться и раздеваться самостоятельно: застегивать / расстегивать пуговицы, молнии, липучки;

 соблюдать личную гигиену: мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетом;  

для школьников: поддерживать порядок и чистоту в комнате. 

Идеальное время, чтобы начать формировать самостоятельность — три года, когда наступает период «я сам»
И здесь не следует пресекать инициативность малыша. Пусть у него не получается идеально, зато своими силами — это критически важно для его личностного роста. Отработанный навык ляжет в основу механизма принятия самостоятельных решений в будущем.
Я рекомендую постепенно расширять зону ответственности ребенка, добавляя по мере его взросления все новые задачи. Это формирует в нем дисциплинированность, пунктуальность и умение планировать время.
ФОТО Unsplash
ФОТО Unsplash

Дисциплина — основное условие для развития самостоятельности

Любые отступления от ранее установленных правил могут свести на нет все усилия. Приучили малыша убирать игрушки, а потом вдруг разрешаете этого не делать? В его сознании формируется установка: «значит, правила дисциплины можно и не соблюдать». Такое непоследовательное поведение может только навредить.
Не пренебрегайте обучением ребенка самостоятельности на бытовом уровне. Регулярное выполнение посильных поручений по дому подготовит его к ответственному поведению в школе. Кроме того, следует соблюдать оптимальную дистанцию: не делать всю работу за ребенка, но и не оставлять его один на один с проблемами. Не бойтесь передавать ответственность детям, но, при необходимости, будьте всегда готовы прийти на помощь. 
ФОТО Unsplash
ФОТО Unsplash

Родитель – лучший пример для ребенка

В жизни ребенка нет ничего авторитетнее личного примера родителя. Дети копируют поведение взрослых, даже если те не замечают этого. Так, если в семье никто не читает книг, вряд ли у ребенка разовьется интерес к литературе. Наблюдая за родителями, дети усваивают важные социальные навыки: использование вежливых слов, уважительное отношение к собеседнику, активное слушание, ясность изложения мыслей.  
Родители должны выполнять обещания, данные ребенку. Тогда дети увидят, что родители несут ответственность за свои слова и также будут понимать, что любые договоренности нужно выполнять. Не навязываете свои цели. Ведь это не ваша жизнь, вы просто проводник в жизни ребёнка. Лучше помогите ему на пути к его собственным достижениям.
Лишь комплексный подход, сочетающий постепенное расширение свободы, строгую дисциплину, личный пример и разумное поощрение, способен сформировать у ребенка устойчивые навыки самостоятельности и ответственности.
Эксперт: Елена Мамуровна Мельникова, логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь Федеральной сети логопедических центров «Разноцветные цыплята» 
Текст: Елена Мамуровна Мельникова
Фото: Unsplash
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее