Каждый
ребенок — уникальная личность, но то, каким человеком он вырастет, во многом
зависит от того, как мы, взрослые, укрепляем его «Я» с ранних лет. И тут вопрос
не только в проявлении родительской любви, но и в способности понимать, слышать
и принимать своего ребенка.
О
том, как научить детей быть уверенными в себе, ощущать свою ценность и смело
смотреть в будущее, в своей книге «Искусство понимать ребенка. 7 шагов к
хорошей жизни» (CLEVER,
2023 г) рассказали психологи Светлана Кривцова и Галия Нигметжанова. Эксперты
делают акцент на трех важных условиях укрепления «Я» ребенка.
1. Уважительное внимание: говорите с ребенком и слушайте его
Ваш ребенок нуждается в вашем внимании, чтобы научиться относиться к себе с
уважением. Это внимание проявляется в диалогах на разные темы, в ваших
комментариях и отзывах. Вы, по сути, являетесь для него своеобразным зеркалом.
Причем зеркалом вы должны быть доброжелательным.
Важно: зеркало не показывает того, чего нет, оно отражает только реальность
К сожалению, далеко не каждое зеркало доброжелательно. Некоторые родители, из
лучших побуждений, концентрируются на воспитании и на несовершенствах ребенка.
Дети же остро нуждаются в таком внимании, которое помогает им увидеть и
осознать свои сильные, позитивные стороны.
То, как ребенок воспринимает себя, напрямую связано с тем, что он слышит от
родителей. Если он регулярно сталкивается с критикой в свой адрес, это в итоге может
привести к тому, что он просто перестанет интересоваться собой и стремиться к
самопознанию.
Ребенку важно, чтобы родители не только проявляли повседневную заботу («Ты
не голоден?», «Ты тепло одет?»), но, прежде всего, интересовались его
эмоциональным состоянием,
умели подмечать его настроения.
Например, если взрослый обращает внимание только на здоровье ребенка («Ты
не заболел? Как себя чувствуешь?»), то он со временем начнет воспринимать здоровье
как главный критерий своего состояния. И в будущем он, скорее всего, будет
развивать повышенное внимание к недомоганиям: ведь это то, что привлекало
внимание родителей.
По-настоящему внимательный взрослый наблюдает не только за физическим состоянием
ребенка и его успехами, но и способен отслеживать его эмоции,
задавать правильные вопросы
—
не только
про оценки в школе. Усталость, вдохновение, смена настроения — все это может
оставаться за гранью осознания для самого ребенка, однако взрослые должны улавливать
малейшие нюансы, чтобы помочь ему гармонично развиваться.
Что важно замечать взрослому
Способности и успехи. Вместо бурной похвалы достаточно просто отметить: «Как здорово! Теперь ты умеешь делать и это тоже!». Такой подход учит ребенка видеть свой прогресс.
Усилия и старания. Обратите внимание на то, как ребенок справляется с трудностями, и помогите ему научиться оценивать сложность задачи, исходя из того, сколько усилий он прикладывает для ее решения.
Уважительное внимание позволяет
ребенку почувствовать себя увиденным, услышанным и ценным. И именно оно
формирует здоровую самооценку, уважительное отношение к самому себе и к другим
людям.
Пример уважительного внимания
Маша хочет самостоятельно выбрать наряд для детского праздника. Ее мама
вместо того, чтобы настаивать на своем варианте, спрашивает дочь: «Расскажи,
почему тебе нравится именно это платье?». Мама показывает Маше, что ее мнение и
желания важны. Когда ребенок осознает, что его мнение уважают, он учится
доверять себе и становится более уверенным в собственных силах и решениях.
2. Справедливая оценка: честно, но с поддержкой
Ребенку
необходимо понимать, что его успехи и ошибки — это часть жизни. Однако здесь
важно соблюдать
баланс между похвалой
и критикой. Справедливая оценка — это умение поддержать ребенка, не
преувеличивая его достижения и не занижая их.
Благодаря вашей справедливости по отношению к ребенку формируется его
здоровая самооценка, позволяющая осознать «Это мне подходит, а это —
не мое». И для
того, чтобы научиться быть справедливым по отношению к себе, ребенок сначала
должен ощутить такое отношение с вашей стороны.
Справедливое отношение — это когда взрослые не только
замечают, что ребенок сделал, но и соотносят это с его возможностями, с тем,
что он может сделать, чего он хочет. Справедливое отношение должно
учитывать индивидуальность ребенка, его способности и внутренние ценности, а не
только внешние или формальные критерии успеха.
Когда взрослые воспринимают ребенка как отдельную личность и выражают свое справедливое отношение, у него появляется желание снова и снова пробовать: исправлять ошибки, добиваться лучших результатов, исследовать новое
Важно помнить, что справедливость — это не только похвала. Это также
возможность спокойно обсуждать ошибки и неудачи. Если разговор честный и
доброжелательный, он приводит ребенка к тому, что тот исправляет ошибки и
стремится к лучшему. Фраза «Попробуй еще раз» становится мотивацией, а не
упреком.
Для ребенка важно знать, что его неудачи не умаляют его значимости в глазах
близких. Когда взрослый принимает его таким, какой он есть, ребенок считает
себя важным и ценным, даже если что-то получилось не так.
Пример справедливой оценки
Ваня
принес из школы рисунок, которым он гордится, хотя краски немного размазаны. Мама
могла бы сказать: «Ты молодец, это шедевр!». Или: «А почему так неаккуратно?».
Но она говорит сыну: «Ты хорошо постарался, а вот эти цвета отлично сочетаются.
Хочешь, я покажу, как можно ровнее носить краску?». Такой подход помогает Ване
почувствовать себя успешным и одновременно учиться новому. А еще он учит
спокойно воспринимать критику и видеть, что ошибка — это ступенька роста, а не
повод для стыда.
3. Признание ценности без условий: люблю не за что-то, а просто так
Ребенку
необходимо знать, что он важен и любим всегда — независимо от его успехов или
поведения. Условная любовь («Я буду тебя любить, если ты получишь пятерку») играет
очень злую шутку с детьми, формируя в них постоянное стремление к одобрению
через достижения. Безусловная любовь же, напротив, создает почву для уверенности
и гармонии.
Ваш ребенок нуждается в том, чтобы вы признали его ценность в этом мире. Для
здорового «Я» каждому человеку важно ощущать, что его принимают таким, какой он
есть, со всеми его особенностями и достоинствами.
Слова «Ты другой, и это прекрасно!», «В тебе есть то, чего нет во мне, и я
это ценю» выражают зрелую родительскую позицию. Признать в ребенке его уникальность
и инаковость — непростая задача. Это настоящее испытание зрелости и способности
быть нам, взрослым, открытыми к новому. Даже если ребенок не соответствует ожиданиям
или сильно отличается от нас.
Когда взрослые принимают и ценят ребенка таким, какой он есть, они будто вновь дарят его самому себе
Иногда нам сложно увидеть ценность ребенка, особенно если он не соответствует
нашим представлениям. Например, мама говорит: «Ей уже шесть, а она так и не
научилась читать! А я в ее возрасте уже рассказы писала. Как я могу ее ценить?».
Такие слова — признак внутренней незрелости и отсутствия способности принимать
уникальность собственного ребенка.
Более зрелая позиция родителей предполагает осознанность: «Моя дочь —
другая. Она не обязана быть такой, как я». Важно задавать себе вопросы: «Какая
она? Что в ней уже есть? Чего пока нет?». Это помогает увидеть индивидуальные
особенности детей и их внутренний потенциал.
Когда родители признают ценность своего ребенка, они закладывают в него глубокое
чувство права быть самим собой. А это является важным условием формирования
здоровой уверенности,
самопринятия и внутренней гармонии.
Пример
признания ценности без условий
Катя
получила двойку по математике. Папа, вместо того чтобы злиться и ругаться,
обнимает дочь и говорит: «Я люблю тебя не за оценки. Давай вместе разберемся,
что пошло не так». Такой подход показывает девочке, что она ценна сама по себе,
двойка — всего лишь временная проблема, которую они вместе с папой смогут
решить. Катя вырастет человеком, который не боится ошибок и способен справляться
с трудностями.
Как научиться следовать условиям укрепления «Я» ребенка
Да, им тоже нужно учиться следовать. И вот, что вам поможет.
Проводите время вместе. Играйте, беседуйте, обсуждайте разные темы. Даже 15 минут полного внимания могут многое изменить.
Задавайте правильные вопросы. Вместо «Как прошел день?» спросите: «Что тебя сегодня удивило или огорчило?».
Хвалите усилия. Например, вместо «Ты гений!» скажите: «Я вижу, сколько ты вложил в это! Уверена, в следующий раз будет еще круче!».
Укрепление «Я» ребенка — это процесс, требующий терпения и осознанности.
Помните, что даже небольшие шаги в этом направлении дают огромные результаты.
Ваш ребенок учится уважать себя, доверять своим чувствам и любить мир, зная,
что он — его ценная часть.
Текст: Наталья Журавлева
Фото: Freepik.com