«Ты что, не слышишь?», «Хватит капризничать!», «Почему ты не можешь просто
сказать, чего хочешь?». Эти фразы знакомы каждому родителю. Часто взрослые
ожидают от детей зрелого поведения, забывая, что детский мозг еще далек от
полного развития. Что именно не по силам маленькому человеку и как поддержать
его в трудные моменты? Давайте разберемся.
Мы часто заваливаем своих детей замечаниями, полагая, что они специально
ведут себя плохо, капризничают или не слышат нас. Но причина такого поведения
кроется в незрелости детского мозга, который еще не полностью сформирован. И
глупо требовать от детей то, на что они пока просто не способны. Вместо этого стоим
им
помочь развиваться гармонично.
«Мозг окончательно созревает лишь к 25 годам. Именно поэтому многие навыки, которые кажутся взрослым очевидными, пока просто недоступны ребенку с физиологической точки зрения», — говорит педиатр Дина Марголин
Эксперт назвала 5 навыков, которые детям еще только предстоит развить. И
именно они являются причинами их непослушания. Что это за навыки и как помочь
своему ребенку развиваться, рассказываем в этой статье.
1. Сдерживать эмоции
Когда ребенок плачет, злится или кричит, это не каприз, а проявление
незрелости его нервной системы. Плач является для него способом самовыражения,
особенно если он еще не начал говорить настолько хорошо, чтобы объяснить, что
его тревожит. Мозг ребенка, а именно его лобные доли, ответственные за
самоконтроль, находятся в стадии активного формирования до 20-25 лет. У малышей
нет инструментов, чтобы «взять себя в руки» так, как это делают взрослые.
Что делать родителям?
Не требуйте мгновенного успокоения. Помогите ребенку определить его чувства: «Ты злишься, потому что игрушка сломалась?».
Учите простым техникам: глубокий вдох, счет до десяти.
Поддерживайте: «Я понимаю, что ты расстроен. Я рядом, чтобы помочь тебе».
Пример: четырехлетний Миша кричит из-за того, что не получил желаемую
игрушку.
Вместо «перестань
кричать и нервничать», мама говорит: «Ты сердишься, потому что не
получил игрушку. Давай вместе подумаем, как мы можем решить эту проблему».
2. Чувствовать время
«Через пять минут мы уходим!». Для ребенка пять минут — это абстракция.
Детское восприятие времени формируется постепенно. До 7 лет ребенку сложно
осознать, как долго длится минутка или час, а планирование времени — задача,
доступная лишь подросткам.
Что делать родителям?
Используйте визуальные подсказки: песочные часы, таймер.
Помогайте формировать здоровые привычки: «Когда стрелка часов будет на шестерке, пора чистить зубы».
Будьте терпеливы и готовы напоминать ребенку несколько раз.
Пример: мама предупреждает шестилетнюю Сашу о времени уборки. Вместо
абстрактного «пора собирать игрушки» она ставит таймер и говорит: «Когда песок
пересыплется, начнем».
3. Контролировать свои желания
Дети живут моментом. Захотел мороженое — срочно нужно его получить. Им
трудно подавить импульсы, потому что зоны мозга, отвечающие за самоконтроль,
только начинают развиваться.
Что делать родителям?
Не кричите и не запрещайте. Вместо этого объясните, почему что-то нельзя: «Сейчас мы не можем купить мороженое, потому что дома ждет ужин».
Учите терпению: «Давай дождемся выходных, и тогда ты сможешь выбрать любое мороженое».
Показывайте пример. Дети учатся самоконтролю, наблюдая за взрослыми.
Пример: трехлетняя Лера устраивает истерику в магазине, требуя сладости.
Папа спокойно отвечает: «Я знаю, что ты хочешь конфету. Мы купим ее завтра, а
сегодня выбери что-то из фруктов, они тоже очень вкусные».
4. Мыслить рационально
«Почему ты не понимаешь, что это опасно/неправильно?» — восклицают
родители, видя, как их ребенок стремится залезть на высокую горку или
разрисовать обои. Дети не способны взвешивать все «за» и «против». Их мозг
склонен к импульсивным действиям, а не к анализу.
Что делать родителям?
Устанавливайте границы: «На горку можно залезать только под присмотром взрослых».
Объясняйте последствия простыми словами: «Если ты выбежишь на дорогу, может случиться беда».
Организуйте безопасное пространство для экспериментов.
Пример: пятилетний Коля хочет прыгнуть в воду с высокого берега. Мама
говорит: «Это опасно, потому что ты можешь получить травму и тебе будет очень
больно. Давай найдем место, где безопасно купаться».
5. Выражать эмоции словами
«Ну скажи уже, что ты хочешь!». Взрослые забывают, что дети далеко не
всегда могут подобрать нужные слова, чтобы объяснить свои желания или чувства. Они просто еще
не научились. Важно
учить их понимать свои эмоции.
Что делать родителям?
Развивайте эмоциональный интеллект: «Ты грустишь, потому что не смог поиграть с друзьями?».
Читайте книги, где герои говорят о своих эмоциях.
Будьте примером: «Я злюсь, потому что опоздал на работу».
Пример: двухлетняя Аня плачет, не зная, как объяснить, что ей хочется пить.
Папа предлагает: «Покажи, что из этого тебе больше всего сейчас хочется — сок
или воду?».
Детский мозг — это лаборатория, где каждый день происходят удивительные
процессы. Но чтобы маленький человек вырос эмоционально зрелым и самостоятельным,
ему нужна поддержка, терпение и понимание. Напоминая себе о том, на что дети
пока не способны, родители могут стать для них надежным проводником в сложном
мире эмоций и решений. Ведь мы, взрослые, тоже каждый день продолжаем многому учиться.
В том числе и
задавать ребенку правильные вопросы. Вместо «Почему ты не можешь?» попробуйте
спросить: «Как я могу помочь?». Это сделает ваш путь к взаимопониманию и
доверительным отношениям намного легче и радостнее.

Педиатр, семейный терапевтДина Марголин
Текст: Наталья Журавлева
Фото: Freepik.com