Сеть детских садов "Гнездо"
Автор статьиСеть детских садов "Гнездо"
Перейти на страницу автора
1 092
9 декабря 2024

Методы педагогики: что такое Реджио-подход и как он помогает детям развиваться

Методы педагогики: что такое Реджио-подход и как он помогает детям развиваться
ФОТО Unsplash
Представьте себе детский сад, где дети сами выбирают, чему учиться, а их интересы становятся центром образовательного процесса. Здесь никто не ограничивает фантазию, дает свободу для творчества и экспериментов. И все это — про Реджио-подход, уникальную методику, где каждый ребенок — исследователь, а воспитатель помогает ему и мягко направляет.
Современные родители с момента рождения ребенка задумываются о том, как лучше поддержать и направить его развитие. Методика Монтессори, Гленна Домана, Вальдорфская педагогика, Методика Гарднера — от широты педагогических направлений и систем воспитания можно растеряться. В России в последнее десятилетие много говорят о перспективности Реджио-подхода.
Руководитель сети детских садов и онлайн школы, автор онлайн-курса для родителей «Реджио-подход дома» и организатор международного Реджио-фестиваля Анна Вендик рассказала, в чем ценность этой методики и как она помогает детям развиваться. 

Реджио-подход — что это

Реджио-подход — это гуманистический подход к дошкольному и школьному образованию, который сформировался с учетом нескольких разных методик в городе Реджио-Эмилия на севере Италии.
Основоположником считается психолог и педагог Лорис Малагуцци, однако в формировании этого подхода участвовали многие педагоги, психологи и искусствоведы.  Малагуцци стремился создать в итальянских детских садах послевоенного времени такую среду, где дети могли беспрепятственно изучать окружающий мир, выражать себя разными способами и развивать нестандартные способности.
Главная идея Реджио-подхода — проявление уважения к ребенку, к его мнению и интересам
Особенность подхода в том, что он постоянно обновляется, развивается, учитываются новые исследования. В основе лежит прежде всего философская концепция, а не жесткая методика.  
Формулировка Реджио-сад применима только в городе Реджио-Эмилия, в остальных случаях говорят о детских садах, вдохновленных Реджио-подходом.  

Основные принципы Реджио-подхода

У Реджио-подхода есть 6 основных принципов. 
1. Уважение к индивидуальности и чувствам ребенка
Каждый ребенок — это личность, в которой уже заложены свой потенциал, таланты и особенности. И задача взрослых — создать условия для раскрытия этих способностей.
У Лориса Малагуцци есть фраза: «Ребенок — не сундук, который нужно набить как можно плотнее, а сундук, из которого нужно как можно больше извлечь»
Соответственно, создавая среду и условия, мы позволяем всему заложенному в ребенке расцвести. 
2. Уважение прав, достоинств и возможностей ребенка, а также очень важное право — на отказ 
Дети не обязаны во всем участвовать. Учитываются их интересы, потребности и запросы. В Реджио-среде нет жесткого календарно-тематического планирования, а есть спонтанное расписание, которое проектируется с учетом интересов детей и может с течением времени меняться.
Расписание планируется, но в него могут вноситься коррективы, так как темы проектов, исследовательской и творческой деятельности формируются в наблюдении за детьми
Дальнейшие занятия развиваются с учетом того, что дети делают и как привносят в процесс что-то свое. Планировать сложно, но, безусловно, интересно. Это вызов для педагогов и возможность проявить свой потенциал. 
3. Дети учатся через коммуникацию друг с другом и с пространством, со взрослыми, с реальными и вымышленными персонажами 
В общении друг с другом дети также учатся задавать вопросы, обсуждать проблемы, выдвигать гипотезы. Важный момент: они могут не запомнить и не выучить то, что им преподадут, и это нормально. Гораздо больше дети возьмут из собственной деятельности, ресурсов и активности, организованной взрослыми.
Вымышленный мир такой же важный, как и реальный, взрослые так же важны, как и дети. И пространство тоже очень значимо: через среду, через материалы и окружение дети учатся творить и экспериментировать. В самой Реджио-Эмилия интегрирована и коммуникация с городской средой. Итальянские воспитанники, например, создали авторский путеводитель по городу, который продается в книжных лавках. Дети такие же авторы процессов, как и взрослые.  
4. Среда — это третий учитель, который помогает детям осваивать пространство
В садах, вдохновленных Реджио-подходом, дети занимаются в ателье — специальных пространствах с природными и бросовыми материалами. В работе с проектами дошколята глубже изучают увлекательные темы, развивают креативное и критическое мышление. Они исследуют материалы — бросовые, природные. Использовать можно практически все: палки, листья, ветки деревьев, винтики и гайки, разные детали.
Открытая трансформируемая среда — отличительная черта Реджио-подхода
Но при этом очень важна эстетика. Даже бросовые материалы всегда будут красиво выложены, подобраны по цветам и по размеру. С одной стороны — это то, что валяется под ногами, с другой — из бросовых материалов создается эстетическое оформление. Такая деятельность прививает детям вкус и умение работать с разным сырьем. Не страшно предлагать им стекло, хорошее качественное дерево, творческий инвентарь (например, пластик).    
5. У детей 100 языков самовыражения 
Эта идея ярко выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков ребенка». В основе лежит теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Разные люди по-разному познают мир: кто-то через движение, кто-то через пространство, кто-то через ритм. Для кого-то важно обсуждение, кому-то нужно потрогать руками. Поэтому очень важно, чтобы в пространстве у детей были все эти возможности.
Дети всегда могут выбирать, чем заняться. Для них педагоги готовят несколько занятий на выбор. На утреннем круге или на ассамблее, как говорят в Италии, ребята выбирают, чем будут заниматься, делятся на маленькие группы и работают сообща над определенной темой.
Причем темы занятий возникают спонтанно из детских вопросов, интересов, догадок и предположений
Особенность еще и в том, что в этих занятиях процесс не менее важен, чем результат, и нет запланированного итога, нет задачи сделать что-то по образцу. Детям задаются провокационные вопросы. Например: «Куда пропали улитки?», «Может ли тень быть цветной?» или «Сколько цветов у неба?». И после даются материалы для исследования. Нет задачи привести детей к некому правильному ответу. Каждый ребенок предлагает свои варианты, и, обмениваясь ими, дети обогащают друг друга и расширяют свое видение.  
6. Взрослый такой же автор и исследователь 
Взрослый — это не тот, кто все знает. Это такой же соавтор, который включается в процесс вместе с детьми.
Малагуцци полагал, что взрослый должен быть надежным другом для ребенка, должен вовремя появляться и вовремя исчезать
Задача взрослого — создавать такие условия, в которых дети самостоятельно находили бы ответы на свои вопросы. Он подкидывает им интересные вопросы, обозначает сюжеты проектов, но при этом оставляет много свободы и открыт к тому, что результат получится совершенно удивительным. Зачастую дети дают такие результаты, о которых мы сами не догадываемся. 
ФОТО Unsplash
ФОТО Unsplash

Как Реджио-подход помогает детям развиваться

У данной методики есть, как минимум, четыре неоспоримых преимущества.
1

Формирование навыков работы в команде, умения договариваться, взаимодействовать, слышать и слушать друг друга, понимать, что разные взгляды и позиции — это нормально. 

2

Развитие креативного, дивергентного мышления, когда нужно быстро формулировать идеи и решения, которые не приходят в голову другим; не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение. 

3

Формирование самостоятельности, инициативности, умения принимать ошибки. В детском саду с Реджио-подходом дети много работают с эмоциями и эмоциональным интеллектом, учатся осознавать и выражать свои чувства.

4

Развитие у ребенка способности исследовать и открывать новое, что качественно влияет на его самооценку в будущем.

Благодаря Реджио-подходу дети оказываются более подготовлены к жизни в современном обществе.  

Проактивное образование

В раннем возрасте очень важно вкладываться в проактивное образование, которое формирует субъектную позицию. Это утверждение подтверждено исследованием известного экономиста, обладателя Нобелевской премии Джозефа Хекмана. По мнению Хекмана, приоритет в инвестировании образования должен быть отдан его дошкольной ступени. Именно такие инвестиции приносят самые щедрые плоды.
Вложения до 5 лет в проактивное образование окупаются 1 к 16, с 5 до 10 лет — 1 к 3, далее в старшей школе и в университете — 1 к 4 и 1 к 2.
Все, что заложено в ребенка до 5 лет в качестве проактивного образования, обеспечивает высокий уровень его жизни и успешности в дальнейшем
ФОТО Unsplash
ФОТО Unsplash
Реджио-подход — одна из методик, которая позволяет развиваться проактивно, где ребенок — не объект, а субъект, где он сам становится автором своего образовательного пути и учится применять все то, что узнает в жизни, а не просто собирает полученные знания «на полочку». 
Руководитель сети детских садов и онлайн-школы, автор онлайн-курса для родителей «Реджио-подход дома»
Руководитель сети детских садов и онлайн-школы, автор онлайн-курса для родителей «Реджио-подход дома»Анна Вендик
Узнать подробнее
Фото: Unsplash
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее