Представьте
себе детский сад, где дети сами выбирают, чему учиться, а их интересы
становятся центром образовательного процесса. Здесь никто не ограничивает
фантазию, дает свободу для творчества и экспериментов. И все это — про Реджио-подход,
уникальную методику, где каждый ребенок — исследователь, а воспитатель помогает
ему и мягко направляет.
Современные родители с момента рождения ребенка задумываются о том, как
лучше поддержать и направить его развитие. Методика Монтессори, Гленна Домана,
Вальдорфская педагогика, Методика Гарднера — от широты педагогических
направлений и
систем воспитания можно растеряться. В России в последнее десятилетие много говорят о
перспективности Реджио-подхода.
Руководитель сети детских садов и онлайн школы, автор онлайн-курса для
родителей «Реджио-подход дома» и организатор международного Реджио-фестиваля Анна Вендик
рассказала, в чем ценность этой методики и как она помогает детям
развиваться.
Реджио-подход — что это
Реджио-подход — это гуманистический подход к дошкольному и школьному
образованию, который сформировался с учетом нескольких разных методик в городе
Реджио-Эмилия на севере Италии.
Основоположником считается психолог и педагог Лорис Малагуцци, однако в
формировании этого подхода участвовали многие педагоги, психологи и
искусствоведы. Малагуцци стремился
создать в итальянских детских садах послевоенного времени такую среду, где дети
могли беспрепятственно изучать окружающий мир, выражать себя разными способами
и развивать нестандартные способности.
Главная идея Реджио-подхода — проявление уважения к ребенку, к его мнению и интересам
Особенность подхода в том, что он постоянно обновляется, развивается,
учитываются новые исследования. В основе лежит прежде всего философская
концепция, а не жесткая методика.
Формулировка Реджио-сад применима только в городе Реджио-Эмилия, в
остальных случаях говорят о
детских садах, вдохновленных
Реджио-подходом.
Основные принципы Реджио-подхода
У Реджио-подхода есть 6 основных принципов.
1. Уважение к индивидуальности и чувствам ребенка
Каждый ребенок — это личность, в которой уже заложены свой потенциал,
таланты и особенности. И задача взрослых — создать условия для раскрытия этих
способностей.
У Лориса Малагуцци есть фраза: «Ребенок — не сундук, который нужно набить как можно плотнее, а сундук, из которого нужно как можно больше извлечь»
Соответственно, создавая среду и условия, мы позволяем всему заложенному в
ребенке расцвести.
2. Уважение прав, достоинств и возможностей ребенка, а также очень важное право — на
отказ
Дети не обязаны во всем участвовать. Учитываются их интересы, потребности и
запросы. В Реджио-среде нет жесткого календарно-тематического планирования, а
есть спонтанное расписание, которое проектируется с учетом интересов детей и
может с течением времени меняться.
Расписание планируется, но в него могут вноситься коррективы, так как темы проектов, исследовательской и творческой деятельности формируются в наблюдении за детьми
Дальнейшие занятия развиваются с учетом того, что дети делают и как
привносят в процесс что-то свое. Планировать сложно, но, безусловно, интересно.
Это вызов для педагогов и возможность проявить свой потенциал.
3. Дети учатся через коммуникацию друг с другом и с пространством, со
взрослыми, с реальными и вымышленными персонажами
В общении друг с другом дети также учатся задавать вопросы, обсуждать проблемы, выдвигать
гипотезы. Важный момент: они могут не запомнить и не выучить то, что им
преподадут, и это нормально. Гораздо больше дети возьмут из собственной
деятельности, ресурсов и активности, организованной взрослыми.
Вымышленный мир такой же важный, как и реальный, взрослые так же важны, как
и дети. И пространство тоже очень значимо: через среду, через материалы и
окружение дети учатся творить и экспериментировать. В самой Реджио-Эмилия
интегрирована и коммуникация с городской средой. Итальянские воспитанники,
например, создали авторский путеводитель по городу, который продается в книжных
лавках. Дети такие же авторы процессов, как и взрослые.
4. Среда — это третий учитель, который помогает детям осваивать пространство
В садах, вдохновленных Реджио-подходом, дети занимаются в ателье —
специальных пространствах с природными и бросовыми материалами. В работе с
проектами дошколята глубже изучают увлекательные темы, развивают креативное и
критическое мышление. Они
исследуют материалы — бросовые, природные. Использовать можно
практически все: палки, листья, ветки деревьев, винтики и гайки, разные детали.
Открытая трансформируемая среда — отличительная черта Реджио-подхода
Но при этом очень важна эстетика. Даже бросовые материалы всегда будут
красиво выложены, подобраны по цветам и по размеру. С одной стороны — это то,
что валяется под ногами, с другой — из бросовых материалов создается
эстетическое оформление. Такая деятельность прививает детям вкус и умение
работать с разным сырьем. Не страшно предлагать им стекло, хорошее качественное
дерево, творческий инвентарь (например, пластик).
5. У детей 100 языков самовыражения
Эта идея ярко выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков
ребенка». В основе лежит теория
множественного интеллекта Говарда Гарднера.
Разные люди по-разному познают мир: кто-то через движение, кто-то через
пространство, кто-то через ритм. Для кого-то важно обсуждение, кому-то нужно
потрогать руками. Поэтому очень важно, чтобы в пространстве у детей были все
эти возможности.
Дети всегда могут выбирать, чем заняться. Для них педагоги готовят
несколько занятий на выбор. На утреннем круге или на ассамблее, как говорят в
Италии, ребята выбирают, чем будут заниматься, делятся на маленькие группы и
работают сообща над определенной темой.
Причем темы занятий возникают спонтанно из детских вопросов, интересов, догадок и предположений
Особенность еще и в том, что в этих занятиях процесс не менее важен, чем
результат, и нет запланированного итога, нет задачи сделать что-то по образцу.
Детям задаются провокационные вопросы. Например: «Куда пропали улитки?», «Может
ли тень быть цветной?» или «Сколько цветов у неба?». И после даются материалы для
исследования. Нет задачи привести детей к некому правильному ответу. Каждый
ребенок предлагает свои варианты, и, обмениваясь ими, дети
обогащают друг друга и расширяют свое видение.
6. Взрослый такой же автор и исследователь
Взрослый — это не тот, кто все знает. Это такой же соавтор, который включается в процесс
вместе с детьми.
Малагуцци полагал, что взрослый должен быть надежным другом для ребенка, должен вовремя появляться и вовремя исчезать
Задача взрослого — создавать такие условия, в которых
дети самостоятельно
находили бы ответы на свои вопросы. Он подкидывает им интересные вопросы, обозначает
сюжеты проектов, но при этом оставляет много свободы и открыт к тому, что
результат получится совершенно удивительным. Зачастую дети дают такие
результаты, о которых мы сами не догадываемся.
Как Реджио-подход помогает детям развиваться
У данной методики есть, как минимум, четыре неоспоримых преимущества.
1Формирование навыков работы в команде, умения договариваться, взаимодействовать, слышать и слушать друг друга, понимать, что разные взгляды и позиции — это нормально.
2Развитие креативного, дивергентного мышления, когда нужно быстро формулировать идеи и решения, которые не приходят в голову другим; не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.
3Формирование самостоятельности, инициативности, умения принимать ошибки. В детском саду с Реджио-подходом дети много работают с эмоциями и эмоциональным интеллектом, учатся осознавать и выражать свои чувства.
4Развитие у ребенка способности исследовать и открывать новое, что качественно влияет на его самооценку в будущем.
Благодаря Реджио-подходу дети оказываются более
подготовлены к жизни в современном обществе.
Проактивное образование
В раннем возрасте очень важно вкладываться в проактивное образование,
которое формирует субъектную позицию. Это утверждение подтверждено
исследованием известного экономиста, обладателя Нобелевской премии Джозефа
Хекмана. По мнению Хекмана, приоритет в инвестировании образования должен быть
отдан его дошкольной ступени. Именно такие инвестиции приносят самые щедрые
плоды.
Вложения до 5 лет в проактивное образование окупаются 1 к 16, с 5 до 10 лет
— 1 к 3, далее в старшей школе и в университете — 1 к 4 и 1 к 2.
Все, что заложено в ребенка до 5 лет в качестве проактивного образования, обеспечивает высокий уровень его жизни и успешности в дальнейшем
Реджио-подход — одна из методик, которая позволяет развиваться проактивно,
где ребенок — не объект, а субъект, где он сам становится автором своего
образовательного пути и учится применять все то, что узнает в жизни, а не
просто собирает полученные знания «на полочку».

Руководитель сети детских садов и онлайн-школы, автор онлайн-курса для родителей «Реджио-подход дома»Анна Вендик
Узнать подробнееФото: Unsplash