Конец
четверти — период не только подведения итогов, но и волнений родителей. Плохие
оценки ребенка способны выбить из колеи даже самых спокойных мам и пап, вызывая
вопросы: «Где я ошибся?», «Почему он так учится?» или «Что будет дальше?».
Однако за цифрами в дневнике часто скрываются причины, требующие понимания, а
не только строгих мер. Как поддержать ребенка и помочь ему двигаться вперед, не
разрушив его уверенность в себе?
Одни
мамы и папы воспринимают «двойки» детей как личное поражение и сильно
расстраиваются. Другие небрежно машут рукой и даже устраивают «праздник
первой двойки», чтобы снять напряжение. Почему взрослые так по-разному
относятся к школьным оценкам своих детей? И какие реакции родителей
на «пятерки» и «двойки» помогают, а какие мешают ребенку учиться?
Хотелось
бы реагировать на оценки детей «правильно» и взвешено, укрепляя, а
не разрушая их учебную мотивацию. Но для начала нам придется разобраться
с тем, откуда у нас берутся «неправильные» реакции и почему порой
с ними так трудно справиться. Найти ответы на эти вопросы поможет кандидат
наук, писатель и основатель АНО «Азбука семьи» Диана Машкова.
Двойка как катастрофа
«Как
это —
двойка?! ЕГЭ хочешь провалить, чтобы в ВУЗ не взяли? Дворником
работать пойдешь?» — такая тирада характерна для
родителей, которые
нагружают школьное обучение сверхценностью. Они очень боятся, что
ребенок останется «за бортом» жизни, потеряет вместе с возможностью получить
образование все шансы на счастливую и благополучную жизнь.
Но ведь далеко не все «отличники» становятся успешными руководителями, а «троечники» — их низкооплачиваемыми подчиненными
Порой
в жизни мы наблюдаем совсем другие картины: те, кто закончил школу с отличием,
не добивается больших высот, а те, кто учился, мягко говоря, не очень хорошо,
наоборот, становятся руководителями и строят свой успешный бизнес.
Дело
в том, что завышенная ценность образования может быть связана с семейной
историей. Возможно, дед первым в семье выучился в Университете и после достиг высот.
Возможно, в роду были другие примеры того, как образование стало мощным
социальным лифтом.
Все
это имеет значение, но в разумных пределах. Иногда родителям самим стоит
почитать истории выдающихся людей и убедиться, что порой вовсе не школа и не
университет стали причиной их успеха. Согласитесь, что спокойное состояние
ребенка, его внутренняя мотивация и личная любознательность намного важнее
оценок? И если уж о чем-то стоит заботиться, то о
здоровом психоэмоциональном состоянии детей.
Обесценивание результата
«Да
забей ты на эту двойку! Подумаешь, не то написал. Твоя Марь Иванна недалекая
женщина, не на таких надо равняться», — родитель транслирует,
что оценка
не имеет значения, а учитель не является авторитетом. После пары подобных
внушений будет непросто добиться того, чтобы ребенок хорошо учился
и с желанием посещал школу.
Что
движет взрослым? Возможно, какая-то давняя несправедливость из его собственного
школьного прошлого. Возможно, застарелый страх перед учителями, который приходится
скрывать под маской обесценивания.
Основная причина в другом: это точно про нас, родителей, а не про наших детей
У
каждого в школе формируется свой собственный опыт, не стоит этому процессу
мешать. Адекватная оценка значима потому, что дает ребенку определенную эмоцию
и сигнал: «Круто, значит, тут я все правильно понял!» или «Обидно, надо бы в
этом получше разобраться». Оценки не заслуживают того, чтобы над ними горевать.
Но и делать вид, что их вовсе не существует, тоже неосмотрительно. Оценка —
это обычный рабочий инструмент для понимания ребенком и родителем учебной
ситуации.
Реакции родителей, которые помогут ребенку
Давайте
попробуем по шагам разобраться в том, что поможет ребенку не разочароваться
в учебе из-за оценок, а, наоборот, сделать отметки своими «помощниками»
в принятии верных решений. Итак, как реагировать нам, мамам
и папам?
1.
Сопереживать, проявлять эмпатию
«Да,
неприятно получить двойку. Понимаю, это очень обидно» или «Как здорово,
что пятерка. Ты отлично потрудился над этой темой!» —
хороший способ
показать ребенку, что вы с ним рядом,
разделяете его эмоции. Ребенку,
особенно младшему школьнику, умеренные эмоциональные реакции
родителей важны, ведь именно они подкрепляют его мотивацию.
2.
Спросить, что ребенок планирует делать
Если
случилась «двойка», то после этапа моральной поддержки нужно поинтересоваться,
что ребенок планирует делать дальше. Пусть будет несколько
вариантов. Обсудите их вместе. Помогите определиться с оптимальным.
«Переделаю это задание», «сделаю дополнительное задание»
—
прекрасные решения. Не потому, что нам непременно нужны «пятерки»,
а потому что это отличный способ что-то дополнительно выучить,
лучше понять, чуть большее внимания уделить сложной для нашего
ребенка теме.
3.
Сопроводить ребенка в реализации оптимального варианта
Сопроводить
—
значит, прежде всего поддержать морально. Не стоит делать
все вместе с ним и уж тем более — за него. Особенно, когда
сам ребенок нас ни
о чем подобном не просил. Принято решение переделать, значит, даем положительное
подкрепление: «Очень ценю твое ответственное отношение
—
это по-взрослому», «Ты молодец, что готов дополнительно потрудиться,
это заслуживает уважения». И можно спросить: «Моя помощь тебе
нужна?». Если ребенок просит о помощи, включитесь через объяснение, совместный «мозговой штурм», подсказку, где взять информацию и материалы. Снова
дайте ему моральную поддержку. Но и только.
4.
Выбирать свободное время для бесед о школе
Бывает
очень полезно находить время, когда никто никуда не торопится, нет стресса
и срочных задач, чтобы поговорить с детьми об образовании. Важно напоминать,
что вы
любите своего
ребенка безусловно — не за «пятерки» и «четверки»,
а потому что это ваш сын или ваша дочь. Он должен быть уверен, что всегда, вне зависимости от внешних обстоятельств и ситуаций, может рассчитывать на вашу
поддержку и любовь.
Хорошее
образование, безусловно, помогает человеку в жизни, но оно не определяется
только оценками. Гораздо важнее
личный интерес к развитию, способность
логически мыслить, умение ставить перед собой задачи и находить
им решения. Все это мы можем «тренировать», помимо школы, в семье
—
через личное общение с нашими детьми и через собственный положительный
опыт непрерывного развития.

Кандидат наук, писатель, основатель АНО «Азбука семьи», автор книги-тренажера «Азбука счастливой семьи»Диана Машкова
Фото: Freepik.com