Когда в семье появляется малыш, мы знаем,
что его надо кормить, гулять с ним, носить его на руках —
словом, всячески любить и оберегать. Мы покупаем специальные устройства и игрушки, озадачиваемся
оформлением пространства вокруг. При этом
часто возникают вопросы, касающиеся нашего с малышом общения. А может ли
ребенок общаться с нами? Надо ли говорить с ним? А зачем, если он все равно
ничего не понимает еще?
На эти и другие вопросы отвечает психолог,
специалист по раннему развитию Полина Давыдова.
Для начала давайте примем тот факт, что у
младенца от рождения есть способности к взаимодействию с родителями.
Когда малыш рождается,
он правда плохо может сфокусировать взгляд. При этом многочисленные
исследования показали, что часто дети с рождения отдают предпочтение лицу
человека, а не игрушке. Когда они смотрели на лицо, то были внимательны и
сосредоточены, а если в поле зрения вносили игрушку, то малыши проявляли
признаки недовольства.
Новорожденный оживляется
на звуки речи так, как не будет реагировать на механические звуки. Например, он
поворачивает голову на голос матери и смотрит на нее. А вот со звуком
погремушки будет иначе, менее интенсивно.
У детей от рождения есть универсальные выражения лица: они способны выражать радость, интерес, страх, удивление, отвращение и злость
Если ребенка положить на живот матери, то он может проявить заинтересованность — начнет стремиться к груди за молоком, тянуть ручки к маме, пытаться
поднять голову и направить взгляд на лицо взрослого.
Конечно же, не стоит
забывать (да и как такое забудешь) еще крик, который сообщает о голоде,
дискомфорте или боли.
У всех у нас есть врожденная
способность к имитации выражения лица, звуков. У новорожденных это проявляется
неярко, а вот в период с двух до четырех месяцев становится очевидным. Они
пытаются повторить то, что видят и слышат.
Для чего необходимо общаться с младенцем
Малышу такое общение необходимо, чтобы
жить. У него через общение с мамой формируются привязанность и чувство
безопасности. Маленький человек включается в социальное взаимодействие, его
психика получает много сигналов и начинает обучаться
с первых дней. Для последующего появления
речи это тоже имеет огромное значение.
Важно: когда в статье упоминается мама, можно иметь в виду любого ухаживающего взрослого (папа, бабушка, няня, старшие братья и сестры)
Существует много исследований, где одна
группа младенцев получала полноценный уход (включая общение), а другая группа
получала просто удовлетворение физических потребностей. Так вот вторая группа
хуже развивалась, дети болели и не были заинтересованы в изучении мира.
У мамы при таком взаимодействии выделяется окситоцин (гормон доверия и привязанности), который приносит удовольствие, радость и любовь
Это также укрепляет теплые чувства к
ребенку и дает ресурс для проживания трудностей, связанных с уходом за малышом.
Улучшаются навыки наблюдения, что, в свою очередь, приводит к лучшему пониманию
своего крохи. Общение действительно сильно облегчает материнство. Такое
взаимодействие замедляет маму, что помогает снижать уровень стресса.
Общение с новорожденным — важный фундамент, на котором взращивается взаимная любовь. Мама и ребенок
узнают друг друга, формируется близость и доверие. Создается особая связь в
паре, которая не появляется сама по себе при рождении, а укрепляется в процессе
ухода за крохой и разговоров с ним.
Сигналы готовности и неготовности младенца к взаимодействию
Малыш подает определенные сигналы, подсказывающие
взрослым, что сейчас он готов к общению.
Лицо с первого месяца: глаза слегка расширяются, брови слегка приподнимаются, лицо просветляется (радость, интерес, удивление), улыбка и контакт глазами; в период первых четырех месяцев появляется взаимная улыбка.
Руки и тело: после первого месяца руки раскрыты, пальцы слегка согнуты, голова приподнята, ровные и цикличные движения конечностей; поворачивает голову в сторону ухаживающего взрослого; с четырех месяцев тянется руками к маме.
Вербальные проявления: вокализация и причмокивания (как при кормлении).
Если взрослый не замечает приглашение к
общению, то ребенок изменит свои проявления, отвернется или, наоборот,
потребует внимания более отчетливо, допустим, с помощью плача.
А вот сигналы, говорящие о том, что сейчас
малыш не расположен к общению с вами.
Вербальные: хныканье, усиление шума (как при сосании), икота, иногда — срыгивание, плач, крик.
Лицо: сжатие губ, гримаса на лице, глаза сужены, закрываются, часто моргают; отводит взгляд, отворачивает голову; напряжение сильное; хмурит брови, плачет.
Руки и тело: руки соединяет (как бы закрывает самого себя), вжимается в кресло (кровать); может быть поза рук как при цеплянии; может подносить руки к лицу, горлу; вытягивает ручки вдоль тела; пальцы напряжены и выпрямлены, плечи поднимаются. Малыш усиливает движения ног, происходит выгибание всего тела. С восьми месяцев пытается отползти, после четырех месяцев отталкивается ногами, бьет ими по поверхности.
Как малыш может просить изменить взаимодействие
Здесь давайте разберем на конкретном
примере.
Мама и ребенок смотрят друг на друга,
малыш сосредоточен и исследует лицо. Далее мама между своим и его лицом
показывает игрушку, ребенок начинает вжиматься в кресло, губы становятся
напряженными, слегка замирает, после может начать недовольно гулить или
хныкать.
Малыш недоволен появлением игрушки и в
данный момент хотел продолжать контактировать с лицом мамы. Если игрушку убрать
и продолжить улыбаться, то в ответ можно увидеть оживление и радость.
7 правил общения с новорожденным
Коммуникация
с новорожденным — это не только речь или звуки.
Малыш часто общается мимикой, жестами, гулением, взглядом. Вот несколько
рекомендаций для выстраивания диалога с раннего возраста.
1Используйте простые звуки и слова. Старайтесь при этом говорить четко и неторопливо.
2Увеличивайте длительность зрительного контакта: взгляд в глаза ребенку не скользящий, а устойчивый и доброжелательный.
3Делайте паузу между словами или действиями. Сохраняйте выражение лица: например, улыбку. Пауза нужна чтобы ребенок смог попробовать изучить, повторить увиденное, понять, что происходит.
4Наблюдайте за сигналами и меняйте взаимодействия при необходимости.
5Повторяйте интонации ребенка или его звуки.
6Задавайте ему простые вопросы и ждите жест, мимическое изменение или вокализацию малыша. После этого как бы повторите ответ вместо ребенка. Пример: «Будем завтракать?». Ребенок шевелит ручками и оживляется. Мама отвечает: «Да! Будем!».
7Будьте предсказуемы для малыша. Проговаривайте свои действия уже с раннего детства, как бы рассказывая малышу, что сейчас будет.
На сайте и в приложении Mamado в разделе «Досуг» вы найдете подборку лучших
парков
для прогулок с
малышом. Свежий воздух, пение птиц и шелест листвы — идеальный фон для
первых слов и взглядов. Общение с новорожденным на природе становится особенно
живым и увлекательным!

Психолог, специалист по раннему развитиюПолина Давыдова
Фото: Freepik.com