2 235
11 июня 2025
Пешком по столице: Вокруг Третьяковки — прогулка по Лаврушинскому переулку

ФОТО: «Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция М. М. Шемякина, автор Макс А. Хлопов, wikimedia.org/CC0
Продолжаем наше путешествие вокруг Третьяковки и сегодня
приглашаем вас на прогулку по одному из самых атмосферных уголков старой Москвы
— Лаврушинскому переулку. Здесь за каждым
фасадом — тайна, а за каждым шагом — вдохновение. Готовы узнать много нового и
неожиданного? Тогда вперед!
Мы вышли из метро
Третьяковская. Сегодня мы пройдем по знаменитому во всем культурном мире
Лаврушинскому переулку. Ведь именно там началась слава Третьяковской галереи. Начнем мы нашу прогулку
от сквера Шмелева, у пересечения Большого Толмачевского и Лаврушинского
переулков.
«Певец Замоскворечья» Иван Шмелев
В сквере установлен бюст писателя Ивана Шмелева
(1873-1950 гг.). Взгляд бронзового Шмелева устремлен на здание бывшей
Московской Гимназии № 6 (Большой Толмачевский переулок, д. № 3 — усадьба
Демидовых), где он когда-то учился.
Ивана Сергеевича Шмелева называют «певцом Замоскворечья»
Он родился здесь в большой купеческой семье и
воспитывался в обстановке традиционного православия. Судьба писателя была полна
трагических событий. В России ему пришлось пережить Первую Мировую война,
Февральскую и Октябрьскую революции, Гражданскую войну. Все эти потрясения
привели писателя к мысли об эмиграции. Иван Шмелев нашел пристанище во Франции.
Там он издал около почти два десятка книг, среди которых самые известные
«Солнце мертвых», «Богомолье», «Пути небесные», «Лето господне». Проза Ивана Шмелева
была переведена на европейские языки и высоко ценилась зарубежными критиками. Писатель
дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе.
«Фонтан искусств»
Сквер привлекает внимание
интересной скульптурной композицией и по совместительству фонтаном. Фонтан был
открыт в 2000 году к 150-летию со дня основания Третьяковской галереи. Он
выполнен в виде трех прислоненных друг к другу стилизованных картин — «Иван
Грозный» Виктора Васнецова, «Березовая роща» Архипа Куинджи и «Снедь
московская. Хлебы» Ильи Машкова. Авторы скульптуры — отец и сын Рукавишниковы.
Официальное название памятника «Вдохновение», но многие называют его «Фонтан искусств»
Знаете «Песню о картинах» Георгия Гладкова?
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
Идея этой композиции — отразить
три главных жанра в живописи. И даже если вы не вспомните сейчас оригиналы
картин, уже по названиям можно догадаться, к какому жанру каждая из них относится.
Как началась история Третьяковской галереи
Наш путь лежит по Лаврушинскому переулку. Лаврушинский переулок
получил свое название по фамилии местной домовладелицы, «купеческой вдовы»
Анисьи Матвеевны Лаврушиной, о которой почти ничего не известно.

Сейчас здания Третьяковской галереи занимают всю
правую сторону Лаврушинского переулка — от Кадашевской набережной до
Большого Толмачевского переулка. Мы перед воротами галереи.
История Третьяковской галереи началась в 1851 году именно тут, с покупки братьями Третьяковыми особняка с большим двором и садом в приходе Николая Чудотворца в Толмачах
Отец Третьяковых, Михаил
Захарович, купец второй гильдии, владел пятью небольшими лавками в гостином
дворе, где продавал льняное полотно, а также держал две фабрики —
бумагокрасильную и отделочную. Его старшие сыновья, Павел и Сергей, с юных лет
учились вести дела честно и открыто, держать слово, работать не покладая рук.
Михаил Захарович ушел из жизни в возрасте всего сорока девяти лет, когда
старшему сыну едва исполнилось семнадцать. Так Павел стал главой семьи, а
Сергей — верным другом и
компаньоном своему брату. Братья Третьяковы успешно продолжали дело своего отца
и сделались настоящими промышленниками с огромным по тем временам достатком.
Дату основания Третьяковской галереи — 22 мая 1856 года — вычислили по расписке, которую Павел Третьяков дал художнику Василию Худякову за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами»
Второй значимой покупкой стала картина Николая
Шильдера «Искушение». Считается, что эти приобретения положили начало галерее.
Но историки утверждают, что увлечение русскими художниками пришло к Павлу Третьякову после того, как он столкнулся с мошенничеством
Однажды на Сухаревском рынке начинающий
коллекционер приобрел несколько холстов популярных тогда голландских
живописцев. Но они оказались подделкой. Тогда Третьяков утвердился в своей
мысли, что нужно поддерживать русскую живопись. А ведь на тот момент среди
знатоков искусства бытовало мнение, что российские художники не способны
создавать никаких оригинальных сюжетов и лучшее, что они могут делать — это подражать
западноевропейским мастерам.
Павел Третьяков думал иначе, и этим он отличался
от других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею
общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько
личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного
художественного процесса. Он стал покупать понравившиеся полотна
непосредственно у авторов, отбирать в мастерских уже готовые картины или даже
делать заказы. Только благодаря таким заказам мы сейчас можем видеть
великолепные портреты А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и
многих других великих людей, созданные лучшими русскими художниками.
В 1873 году Павел Михайлович начал строить здание
галереи, потому что собранная им коллекция произведений искусства слишком
разрослась и уже не помещалась в жилом доме. В 1874 году музей открыли для
публики. Впоследствии его еще несколько раз расширяли за счет территории сада и
других строений усадьбы.
После реконструкции 1892 года Павел Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу и передал галерею в дар городу
Удивительной чертой Павла
Третьякова, свойственной очень немногим, было то, что он никогда не стремился
подняться по социальной лестнице. Павел Михайлович отказался от предложенного
ему потомственного дворянства, которого так добивались все купцы — он гордился своим происхождением. Всю
свою жизнь он посвятил тому, чтобы поддерживать русских художников материально.
По собственному признанию, он хотел, чтобы «нажитое от общества вернулось
обществу» в виде произведений искусства.

Фактически, знаменитая
Третьяковская галерея — это памятник двум
братьям, Павлу и Сергею Третьяковым. На фасаде славянской вязью выведено:
«Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея
Михайловича Третьяковых».
Здание галереи, каким мы его видим сейчас, в виде русского терема было построено в 1904 году архитектором Василием Башкировым по эскизу Виктора Васнецова на месте жилого дома братьев Третьяковых
Скульптура Третьякова установлена
перед главным входом в музей в апреле 1980 года. Скульптор Александр
Кибальников взял за основу образ с портрета, написанного Репиным. Те же
скрещенные руки, тот же сосредоточенный взгляд.
Слева от центрального входа расположен Инженерный
корпус. Он был построен в 1989 году на месте одного из старых зданий галереи.
Арка корпуса ведет к храму Святителя Николая Чудотворца. Третьяковы были очень
религиозными людьми. Они не только ходили в церковь, но и много жертвовали на
ее нужды. До самой смерти Павел Михайлович посещал храм Николы. Он сделал
специальную калитку, через которую можно было пройти в церковь прямо из усадьбы.
Справа от центрального
здания находится Депозитарий (иными словами — хранилище) Третьяковской галереи, оборудованный по
последнему слову техники, и реставрационные мастерские. Удобный переход из
хранилища в выставочные залы позволяет оперативно перемещать экспонаты между
корпусами, не нарушая условия хранения.
Почему Илью Репина называли «Могильщиком натурщиков»
Мы направляемся к Кадашевской набережной. С левой стороны будут
еще несколько сохранившихся зданий XIX века. Все они сейчас относятся к
Третьяковской галерее.
Перед нами Третьяковский
(или Лужков) мост, который ведет нас на Болотную площадь, в Репинский
сквер. В 1958 году на площади был открыт памятник великому художнику — Илье Ефимовичу Репину. А Болотная площадь
была переименована в площадь Репина. Но название не прижилось, в 90-х годах
площадь снова стала Болотной, только сквер остался Репинским.
А знаете почему памятник
Илье Ефимовичу Репину стоит не у Третьяковской галереи, а в отдалении от нее,
через Водоотводный канал?
Несмотря на то, что в Третьяковской галерее большое количество произведений И. Репина, по воспоминаниям современников, у П. Третьякова был с Репиным некоторый конфликт
И все потому, что И. Репин очень любил
«доделывать» свои картины. В отсутствии П. Третьякова И. Репин приходил в
галерею и начинал исправлять какие-то детали в тех работах, которые уже были у
него куплены и выставлены для публики.
Говорят, такая участь постигла картины: «Не ждали», «Иван Грозный и сын» и «Крестный ход в Курской губернии»
Павлу Михайловичу Третьякову пришлось самолично
брать тряпку со скипидаром и стирать свежую краску. С тех пор П. Третьяков
распорядился не пускать И. Репина в галерею с кистями или этюдником.
Может быть, поэтому памятник, где художник держит кисти и палитру, решено было
поставить подальше от галереи.
А еще многие считают, что
памятник И. Репину находится в очень подходящем месте. Имеется в виду отрицательная энергетика
Болотной площади, которая в старину была местом публичных казней.
Ведь и над художником висело проклятье: И. Репина при жизни называли «Могильщиком натурщиков»
Прозвище это закрепилось за художником потому,
что многие известные люди, позировавшие ему для портретов, вскоре после этого
скоропостижно умирали. Некоторые даже не хотели, чтобы он писал их. Вот как
вспоминал об И. Репине известный литератор К. Чуковский:
«Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского — Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался».
С этой мистической
способностью художника даже связан исторический анекдот, который на деле
оказывается чистой правдой.
«В то время премьер-министром был Столыпин, которого многие недолюбливали. Узнав о таких способностях художника, к нему обратились с просьбой:
— В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Услышавшие это, засмеялись. Однако спустя несколько месяцев Репин сказал Чуковскому, что едет писать Столыпина по заказу Саратовской думы. Стоит ли говорить, что сразу после создания портрета, Столыпин уехал в Киев, где был смертельно ранен. 14 сентября 1911 года премьер-министра не стало».
Вперед — по Лаврушинскому переулку
За памятником И. Репину в конце сквера
расположена необычная скульптурная композиция, которая появилась на этом месте
2 сентября 2001 года. Выполнил ее скульптор Михаил Шемякин, и называется она:
«Дети — жертвы пороков
взрослых». Заказчиком и соавтором идеи памятника выступил мэр Москвы Юрий
Лужков. М. Шемякин воплотил задумку мэра в виде аллегорических фигур, каждая из
которых представляет собой порок взрослого мира. Можно поразмышлять над
тем, почему скульптор выбрал именно такие образы.
Обратно мы возвращаемся
также по Лаврушинскому переулку, но теперь давайте посмотрим на здания на противоположной
стороне от Третьяковской галереи.
Лаврушинский переулок, д.
№ 3/8 — приют для вдов и сирот художников («Вдовий дом», как его
порой называли) был построен согласно завещанию Павла Михайловича Третьякова в
1910-1912 годах. Сейчас здесь расположены офисы многочисленных отделов
Третьяковской галереи.
Лаврушинский переулок, д. № 15, с. 1 — здание
1935 года постройки. Здесь находится факультет графики Московского
государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова.

Лаврушинский переулок, д. № 17, с. 2 — это
знаменитый Дом писателей, в котором согласно мемориальной доске «в разные годы
жили выдающиеся писатели, ученые, деятели искусства».
Идея построить Дом писателей и собрать в нем звезд советской литературы принадлежала И. В. Сталину
Здесь когда-то проживали писатели Юрий Олеша,
Константин Паустовский, Виктор Ардов, Илья Ильф и Евгений Петров, балерина
Надежда Павлова, поэты Борис Пастернак, Владимир Луговской, Агния Барто и
многие-многие другие. Попасть в этот дом было престижно и очень сложно.
Именно в этом доме ведьма Маргарита из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» устроила большой погром. Так автор, видимо, выразил свое недовольство тем, что квартиру в писательском доме ему не дали, несмотря на прошение
А еще этот дом скрывает в своем дворе палаты XVII
– XVIII веков, бывшие центром усадьбы, львиную долю которой он занял (Лаврушинский
переулок, д. № 17, с. 1). Первым ее владельцем был думный дьяк Семен
Степанович Титов, поэтому это здание известно как «палаты Титова».
Слово «палаты» произошло от латинского «palātium», что значит «дворец»
Такие дворцы стали очень популярны в XVI веке, но
строить их могли только очень богатые граждане. Камень тогда стоил дорого.
Сейчас в здании организован музей «Стрелецкие палаты».

Теперь мы пройдем по Ордынскому тупику. Появился
он в XVII веке из-за необходимости проезда к той самой усадьбе Титова, которую
мы видели. До второй половины XIX века переулок сменил разные названия: тут и
Климентовский тупик, и Скорбященский тупик (по названию соседнего храма), и
Тупой переулок. По улице располагались доходные дома 1900-ых годов постройки,
которые были снесены, и их место заняли элитные ЖК с бутиками и кофейнями.
Ордынский тупик перестал быть тупиком и является
теперь самым коротким путем к Третьяковской галерее от метро.
Если за время прогулки вы успели
нагулять аппетит, самое время заглянуть в ресторан «TUTTA LA VITA», который находится рядом с метро «Третьяковская». Этот уютное заведение с детской комнатой
идеально подойдет, чтобы вкусно пообедать и в красивой, эстетичной атмосфере
обсудить впечатления от вашего маршрута.