2 247
25 марта 2025

Пешком по столице: вокруг Третьяковки — вдоль Большой Ордынки

Пешком по столице: вокруг Третьяковки — вдоль Большой Ордынки
ФОТО улица Большая Ордынка, wikimedia.org/CC0
Центр столицы хранит тайны на каждом углу, и прогулка вокруг Третьяковки — это погружение в атмосферу старых улиц, купеческих особняков и легенд Замоскворечья. Большая Ордынка помнит караваны, спешащие в столицу; купцов, строивших храмы; художников, вдохновленных этой землей. Здесь за каждым фасадом — история, за каждым поворотом — неожиданное открытие. Готовы отправиться в путь по нашему увлекательному и вдохновляющему маршруту?
Впереди вас ждет лишь первая часть удивительного маршрута, который охватывает небольшую часть Замоскворечья. Но будьте уверены — на нашем пути вас ждет много интересного. Вперед!
ФОТО Картина А. М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III», ru.wikipedia.org/wiki
ФОТО Картина А. М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III», ru.wikipedia.org/wiki
Мы вышли из вестибюля метро «Третьяковская» и оказались на небольшой площади, прямо напротив ресторана «Вкусно и точка». Давайте осмотримся. Сейчас мы находимся в конце Климентовского переулка, между Малой и Большой Ордынкой. По Большой Ордынке, которая от нас слева, расположилась городская усадьба Долговых (Большая Ордынка, д. № 21). Здания сильно пострадали во время пожара 1812 года, после чего неоднократно перестраивались. Флигель, выходивший на Климентовский переулок (где сегодня расположен ресторан «Вкусно и точка»), был восстановлен только в 90-е годы, но в усеченном варианте, так как первоначально строение было длиннее. Фактически, до наших дней дошли лишь очертания усадебной планировки и размеры строений. Если обойти это здание и заглянуть во двор, можно увидеть задний фасад главного дома с полукруглой террасой и лестницами в сад. К главному дому этой усадьбы мы обязательно вернемся в конце нашего маршрута.
Пустырь за усадьбой Долговых теперь застраивается элитным жилым комплексом, а ближе к Климентовскому появился новый сквер, где можно увидеть скульптуру великим князьям Романовым. Скульптурная композиция изображает великокняжескую чету — Сергея Александровича и Елизавету Федоровну — в день их бракосочетания в 1884 году. 
«Открыли памятник Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елизавете Федоровне. Его установили в честь 160-летия со дня рождения Елизаветы Федоровны в сквере у станции метро «Третьяковская». Место выбрано неслучайно — рядом находится Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная Великой княгиней в 1909 году», — написал в день открытия Мэр Москвы в своем информационном канале
Марфо-Мариинская обитель ждет нас на одной из точек нашего маршрута, и мы обязательно узнаем печальную историю четы Романовых.

Климентовский переулок

Из сквера хорошо виден Храм Священномученика Климента Папы Римского — один из старейших храмов Замоскворечья, который и дал название переулку. 
Протяженность Климентовского переулка всего 465 метров, сейчас он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой. А появился он примерно в XIII–XIV веках и пересекал Большую Ордынскую дорогу, которая тогда шла юго-восточнее современной Большой Ордынки.
Названием своим древняя улица обязана Золотой Орде, именно по этому пути собранную в Москве дань везли от Кремля в орду
Через нее же с севера на юг проходил торговый путь. Пожалуй, основным фактором в формировании Большой Ордынки был «живой» мост — первый мост через Москву-реку, с помощью которого осуществлялась связь с Кремлем и Великим посадом. Мост был наплавной, и бревна, вероятно, ходили ходуном под проезжавшими по мосту повозками, поэтому и звался он в народе «живым».
Предположительно, Климентовский укрепленный городок (или острожек, то есть небольшая крепость, обнесенная высоким забором из заостренных бревен) появился на рубеже XV—XVI веков, так как сама деревянная Климентовская церковь уже запечатлена на плане Москвы 1597 года (так называемом Годунове чертеже) и ее местоположение полностью совпадает с нынешним.
Но чем же знаменит этот храм?
ФОТО Церковь священномученика Климента, папы Римского (Спаса Преображения), wikimedia.org/CC0
ФОТО Церковь священномученика Климента, папы Римского (Спаса Преображения), wikimedia.org/CC0
Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. Плелись политические интриги, сменялись самозванцы-цари, велись войны, а народ бедствовал. Злосчастья сотрясали российскую землю в период с 1598-го по 1612 год. Могло ли это тяжелейшее для истории государства десятилетие быть следствием страшного проклятья? Мы вернемся к этому вопросу чуть позже, а пока давайте вспомним историю. 
В ходе вооруженного конфликта между Россией и Речью Посполитой Москва была оккупирована польско-литовскими войсками с 1610 года. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде начало организовываться народное ополчение по призыву земского старосты Козьмы Минина и под военным началом князя Дмитрия Пожарского.
В 1612 году здесь произошло «сражение при Климентовском острожке», которое считается началом изгнания из Москвы польско-литовских захватчиков. По словам историков «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества».
Ополчение Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать столицу от врага. Воевали не за царя — его не было. Шли воевать за родную землю и победили — благодаря объединению всех сословий, всех национальностей, всех деревень и городов. Считается, изгнание интервентов из Москвы произошло 4 ноября 1612 года, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. А с 2005 года этот день утвержден российским государственным праздником — «Днем Народного Единства».
Предположительно, храм в современном виде был построен по проекту швейцарского мастера Пьетро Трезини в 1762 - 1774 годах и является представителем архитектурного стиля под названием «барокко», которому присущи пышность декора, яркие краски и обилие позолоты. Считается, что это здание — одна из самых значимых барочных построек в Москве. По другой версии, храм создал московский архитектор Алексей Евлашев на деньги купца Кузьмы Матвеева. Усадьба купца как раз находилась напротив на Пятницкой улице.
По обычаю того времени богатые купцы, проживающие рядом с храмами, и были основными заказчиками строительных и ремонтных работ. Но это всего лишь догадки — сведений об архитекторе не сохранилось. Храм чудом уцелел во время массового сноса церквей в 1929 году, в нем разместили книгохранилище Российской государственной библиотеки. Полное собрание сочинений Ленина, находившееся в хранилище, сделало его неприкосновенным
На углу Климентовского и Голиковского переулков стоит серое пятиэтажное здание, 1913 года постройки, известное как дом доктора Афанасия Моисеевича Эберлина (Климентовский переулок, д. № 9, стр.1). Здание это словно подпирает храм и со стороны улиц Малой и Большой Ордынки закрывает вид на колокольню. Владелец дома был профессором, доктором медицины, преподавал в Московском университете и работал в Голицынской больнице. И при этом стал «нарушителем» официальных государственных указов о московском градостроительстве. 
Обратите внимание на ширину Голиковского переулка перед этим домом. Она не изменилась с XVII века, хотя уже действовало постановление городской Думы о стандартной ширине московских улочек, и новые постройки смещали вглубь от утвержденной разметки. По Указу императрицы Анны Иоанновны от марта 1731 года «О сделании плана города Москвы» и разработанному чуть позднее Мичуринскому плану, было установлено строить дома ровными рядами, аккуратно, а противоположные стороны улиц делать параллельными друг другу, чтоб ширина их не гуляла как придется.
По введенным нормативам ширина улицы должна составлять восемь сажен (16,8 метров), а переулка четыре, то есть 8,4 метра
Доктор Эберлин, имея большие планы на будущее здание, подал в городскую думу прошение, в котором сообщил, что переулок тот тихий, малолюдный и малопроезжий. Дума пошла доктору навстречу, и новый дом по проекту архитектора Бориса Михайловича Великовского в 1913 году удалось построить по границам купленного участка, то есть не уступая ни метра общественной территории. Все помещения дома с первого этажа по чердак активно использовались: помимо квартиры самого доктора с семьей, здесь были квартиры для сдачи внаем, причем разных категорий (как сказали бы сейчас: от двух до пяти звезд), частная клиника самого профессора с родильными палатами и операционной и даже зимний сад — как раз на чердаке. И еще один интересный факт: с момента основания дома в нем отсутствовала квартира под номером 13. Нет такой и сейчас. 

Граффити, победившее в конкурсе «Самая красивая страна»

Теперь давайте вернемся к метро Третьяковская. Сейчас нас интересуют строения слева от Климентовского переулка.
Обратите внимание на интересный арт-объект у метро. Это граффити имеет реальную историю. Оно срисовано с фотографии. Фотография, где запечатлен мальчик и птица, победила в 2015 году в конкурсе «Самая красивая страна» в номинации «Народы России». Конкурс проводило Русское географическое общество. На фото маленький коми, которого зовут Даниил. Он со своим другом соколом-сапсаном. Этот мальчик приручил дикую птицу, подкармливая его мясом оленя.
ФОТО  Граффити, победившее в конкурсе «Самая красивая страна», rgo.ru
ФОТО  Граффити, победившее в конкурсе «Самая красивая страна», rgo.ru
За этим симпатичным арт-объектом находится мрачное здание за железным забором (Большая Ордынка, д. № 25, стр. 1 и 2) — восстановленная постройка 1927 года — первая советская АТС. 

Телефонная станция на Большой Ордынке

Открытие АТС на Большой Ордынке стало настоящим событием в жизни Москвы и происходило как большое празднество, в котором участвовало нескольких сотен человек. Народный комиссар почт и телеграфа выступил с приветственной речью, а затем получил от строителей символический серебряный ключ от дверей АТС. В конце торжественной церемонии комиссар вошел в здание АТС и сделал первый звонок на Центральную станцию, сообщая, что Замоскворецкий узел связи запущен в эксплуатацию. И телефонная станция начала свою работу.
Почему же это событие было таким значимым в истории телефонизации населения? Давайте вспомним, с чего все начиналось.
В Москве и в Петербурге телефонные станции были открыты 13 июля 1882 года
Устраивала их и эксплуатировала американская компания Александра Белла. Того самого, который изобрел и запатентовал первый телефонный аппарат — устройство, передающее звуковые сигналы на расстояние. С Россией у компании было подписано 20-летнее соглашение на создание и обслуживание телефонных линий, только по окончании которого телефонные сети переходили в собственность российской казны.
ФОТО Здание Замоскворецкой АТС, wikimedia.org/CC0
ФОТО Здание Замоскворецкой АТС, wikimedia.org/CC0
Как происходило телефонное соединение? У первых телефонов не было никаких дисковых циферблатов и тем более кнопок. Телефон в те времена представлял собой сразу несколько устройств общим весом более восьми килограмм! Этакий железный ящик с рычагом и двумя трубками. В одну трубку говорить, а в другую слушать. И никак не наоборот.
Чтобы воспользоваться устройством, нужно было снять трубку и покрутить рычаг, который запускал динамо-машину. Динамо-машина вырабатывала электрический ток, который поступал по проводу на станцию и «сообщал» телефонистке, что надо начинать разговор. 
Вот так мог звучать типичный диалог.
Абонент Иванов снимает трубку и крутит рычаг.
Телефонистка: «Станция слушает, что вам угодно?».
Абонент Иванов: «Барышня, говорит Иванов, 321. Соедините меня с номером 350».
Телефонистка: «Вызываю».
Для вызова абонента «барышня» втыкала штекер в соответствующее гнездо на панели перед ней. Хорошая телефонистка умудрялась соединять абонентов меньше чем за восемь секунд.
Абонент Петров: «350, Петров слушает».
Абонент Иванов: «Говорит Иванов, 321».
Только после этого Иванов с Петровым начинали разговаривать.
Нужно сказать, женщины стали работать операторами первых телефонных станций только потому, что мужчины не справлялись с такой работой, делали много ошибок, ругались между собой и грубили клиентам. Так и появились так называемые «телефонные барышни». Профессия была очень престижной. Образ невидимой телефонистки ассоциировался с красотой и недоступностью. Примерно, как позже — образ стюардессы.
На момент открытия в Москве было 26 абонентов, а в Санкт-Петербурге — 128. И это были очень богатые люди. Тем не менее количество абонентов росло. Телефоны аппараты и телефонные станции технически дорабатывались, на смену мастерам-иностранцам приходили отечественные специалисты.  Настало время, когда соединение стало происходить без помощи телефонисток, автоматически. Так появились первые АТС.
Здание на Большой Ордынке стало пионером развития Московской городской телефонной сети
Пристройка к зданию АТС появилась гораздо позднее — в 1994 году. На трех стенах здания можно увидеть 12 мозаичных медальонов с изображением церквей — по четыре с каждой стороны. Самое интересное это то, что на медальонах изображены церкви, когда-то украшавшие Замоскворечье и уничтоженные во время советской власти. Автор мозаик — художник-монументалист Михаил Матвеевич Дубцов. Это благодаря ему невзрачное здание превратилось в подобие мемориала, но, к сожалению, без единой опознавательной надписи. Фотографии представленных на мозаиках храмов можно найти в открытом доступе в интернете. 

Храм Святителя Николая в Пыжах

История Замоскворечья началась в XIV веке. Согласно летописям, в 1365 году на Москве случился большой пожар, в котором пострадали все четыре части города: Кремль, Посад (Китай-город), Загородье (поселения за рекой Неглинной) и Заречье. Улицы тут возникли не сразу, а все дороги вели через поля и огороды к Москва-реке. Между ними строились слободы — обособленные деревни. Названия улиц, переулков и набережных в Замоскворечье буквально рассказывают историю прошлых поселенцев. Слободы отделялись одна от другой рощами, полями. Посреди слободы обычно стояла церковь. Слобод здесь, на территории Замоскворечья, было много, поэтому и церквей такое множество. Кадашевской слободе такой церковью была церковь Воскресения в Кадашах, в Толмачевской — храм Николы в Толмачах и так далее.
Впереди нас ждет храм Святителя Николая в Пыжах — попробуем разобраться, откуда происходит такое название. 
ФОТО Церковь Николы в Пыжах с шатровой колокольней, wikimedia.org/CC0
ФОТО Церковь Николы в Пыжах с шатровой колокольней, wikimedia.org/CC0
Обходим это здание и выходим на Большую Ордынку. Сначала мы пройдем вправо по улице, мимо дома № 27. Это бывшая Николо-Пыжевская церковно-приходская школа, построенная в конце XIX века на средства купца Рахманина. Сейчас здесь располагается Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства. За колледжем появляется сам Храм Святителя Николая в Пыжах (Большая Ордынка, д. № 27, стр. Б). 
Первый деревянный храм на этом месте был основан около 1593 года. В начале XVII века в связи с увеличением военного гарнизона столицы здесь появляется Стрелецкая слобода. На свои деньги стрельцы на месте деревянного храма строят каменный, сохранившийся до наших дней. Храм Святителя Николая в Пыжах — один из красивейших храмов Замоскворечья.
Название архитектурного стиля — «русское узорочье». Для этого стиля характерно большое количество кокошников, главы в форме луковок, резные пояски на стенах, характерная подвесная гирька в арке крыльца
Прихожанами храма были стрельцы полка Богдана Пыжова, отсюда название места — Пыжи (а еще Пыжевский переулок — он проходит по другой стороне от Большой Ордынки). В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу — налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы.  
Богдан Пыжов, выходец из московских дворян, стал командиром стрелецкого полка уже в 29 лет. Военачальником он был неплохим, а вот обращался с подчиненными не важно. Стрельцы жаловались царю на Пыжова, что тот оставляет половину их зарплаты себе.
Об этом можно прочитать в историческом романе Алексея Толстого «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы... А пошли жаловаться, — челобитчиков били кнутом перед съезжей избой»
Тем не менее жалобы на Пыжова все-таки надоели царю, и полковник был переведен воеводой в небольшой вятский городок, где и прожил до старости. И эта ссылка оказалась спасением для Богдана Пыжова, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или мог быть убит своими же стрельцами, ведь те его явно точили на него зуб.
В 1934 году храм Николы в Пыжах был закрыт и внутри перестроен, поделен на этажи. Старых интерьеров не сохранилось. Тут были и общежитие, и лаборатория машиностроения, и швейные мастерские. Только в 1990 году церковь вновь стала действующей. Со временем здание отремонтировали, и теперь храм Николы в Пыжах вновь украшает Замоскворечье.

Подворье Малоярославецкого Никольского монастыря

Наш путь лежит в левую сторону от храма по Большой Ордынке.
К концу XVII века Большая Ордынка занимала центральное положение в Замоскворечье. В XVIII веке бывшие слободки — стрелецкие, конюшенные, ткацкие, кузнечные - стали обживать богатые купцы и даже дворяне. Их привлекало спокойствие, малолюдье Большой Ордынки, ведь именно тогда движение полностью перешло на Пятницкую улицу. Предприниматели того времени много тратили денег на благотворительность, поддерживали близлежащие храмы, открывали больницы и богадельни. Но и дома свои любили украсить, каждый по своему вкусу.
ФОТО здание бывшего подворья Малоярославецкого Никольского монастыря,  Большая Ордынка, дом № 29, стр.1., ru.m.wikipedia.org
ФОТО здание бывшего подворья Малоярославецкого Никольского монастыря,  Большая Ордынка, дом № 29, стр.1., ru.m.wikipedia.org
В то время Малоярославецкий Никольский монастырь имел подворья во многих городах России, и богатые московские купцы выделяли огромные суммы на его устройство. Здание построили в конце ХIХ века по проекту знаменитого архитектора Петра Ушакова, и изначально оно было двухэтажным. Ушаков попытался стилизовать здание под русское узорочье соседнего храма Святителя Николая в Пыжах. Тут и гирька в арке, и ряд кокошников над окнами второго этажа, и пузатые колонны. После Октябрьского переворота 1917 года все монастырское имущество национализировали. А в 1930 году дому добавили два этажа (мы можем видеть, насколько сильно они отличаются от здания, построенного Ушаковым) и организовали в нем коммунальные квартиры.
После коммуналок здание было передано научно-исследовательскому институту машиностроения

Вперед — по Большой Ордынке

Обратите внимание на дом № 31, стр. 1 по улице Большая Ордынка — главный дом городской усадьбы Сысалиных–Голофтеевых возведен в конце XVIII века. А в доме № 33 по Большой Ордынке расположена мастерская народного художника Российской Федерации Вячеслава Михайловича Клыкова. Символично, что она находится прямо напротив Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, для которой Клыков изготовил памятник великой княгине Елизавете Федоровне.
Переходим дорогу и оказываемся напротив часовни Марфо-Мариинской обители.
ФОТО Церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители, wikimedia.org/CC0
ФОТО Церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители, wikimedia.org/CC0
Важнейшим событием начала XX века для Большой Ордынки стало строительство в 1909 году Марфо-Мариинской обители милосердия — монастыря с сочетанием благотворительной и медицинской работы. Главный храм обители, Покровский собор, был спроектирован Алексеем Щусевым, росписи внутри сделал Михаил Нестеров, а резьбу по стенам — Сергей Коненков. Архитектурный стиль — «модерн» с его отличительными чертами: использование необычных изогнутых форм, отказ от симметрии, декоративность композиции. Благодаря этому Покровский собор очень интересно смотрится со всех сторон.
Помните, в начале нашей прогулки у памятника чете Романовых мы говорили о печальной истории, связанной с этим местом? 
В феврале 1905 года случилось страшное событие в истории российского государства: террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету, в которой находился великий князь Сергей Александрович Романов
Сын императора Александра II, дядя Николая II и брат Александра III был назначен последним на должность генерал-губернатора Москвы и прослужил столице 14 лет, пока не стал мишенью террористов-революционеров. Несчастье произошло на глазах его супруги, великой княгини Елизаветы Федоровны. Пережив трагическую смерть любимого мужа, она решила удалиться от светской жизни.
Она продала фамильные драгоценности и особняк в Санкт-Петербурге и на вырученные деньги приобрела землю под обитель с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом в Замоскворечье у купца Соловьева на Большой Ордынке. Постепенно здесь были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до двенадцати тысяч в год.
Во время Первой мировой войны Елизавета Федоровна учредила боевой Всероссийский штаб милосердия
Она устроила склады пожертвований и отправляла собранные вещи на фронт, а также открыла двухмесячные курсы подготовки сестер милосердия. Для сбора денег княгиня организовывала выставки, концерты и спектакли. В 1914 году была напечатана ее книга «Под благодатным небом», средства от продаж которой пошли на нужды детей фронтовиков. 
Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистировала врачам на операциях и собственноручно делала перевязки. Если кто-то умирал, она обязательно была при этом человеке до самого момента его смерти. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогла выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.
Обитель, ее храмы и богослужение вызывали восхищение современников. Этому способствовали не только храмы обители, но и прекрасный парк с оранжереями — в лучших традициях садового искусства XVIII — XIX века. Это был единый ансамбль, соединявший гармонично внешнюю и внутреннюю красоту. В планах княгини было открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. Этим планам помешала революция. 
После революции и убийства в 1918 году в Алапаевске великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго
В 1990 году на территории монастыря был установлен памятник ее основательнице. И с того момента началось возрождение обители. В доме, где жила настоятельница Марфо-Мариинской обители, открыт мемориальный музей.

«Нехорошая квартира» в доме на Большой Ордынке

Обратите внимание на здание № 36 на Большой Ордынке. Этот бывший доходный дом связан с мистическими событиями. В конце XIX века несколько домов в Замоскворечье купила Анна Тимофеевна Карпова, среди них было и это здание.
О загадочных происшествиях в одной из квартир этого дома печатали в газетах в 1903 году
Квартиру эту, кстати сказать, одну из самых дорогих и больших, снимал поверенный присяжный Арзамасов. Платил он за квартиру исправно, ходил на службу, вел замкнутую жизнь и был ничем не примечательной личностью. Но водились за ним кое-какие странности: он никогда не посещал церковь и не приглашал никого в гости.
При этом соседи, жившие рядом с ним, иногда слышали, что за стенкой он с кем-то разговаривает. Словно Арзамасов был у себя дома не один, хотя в квартиру кроме него никто не входил и не выходил.
Соседи слышали топот, как будто в квартире несколько человек. Еще жильцы жаловались, что мерзнут. Причем даже в летнее время. Холод был такой, что покрывалась корочкой льда вода в стакане. И холод шел от стен странной квартиры
Управляющий пытался проверить квартиру Арзамасова, но тот отказался пускать его, сказав, что платит без задержек, и никто не имеет права вторгаться в его жилище.
Некоторые соседи страдали от головокружения и головных болей. Многие подозревали, что Арзамасов ставит какие-то опыты, но все попытки выяснить правду ничем не заканчивались. Арзамасов отнекивался и советовал обратиться к врачу. Кто-то не выдерживал такого соседства и просто съезжал, но появлялись новые жильцы, которые тоже сталкивались со странным соседом. Так бы все и продолжалось, пока Арзамасова не хватились на службе. Поверенный присяжный несколько дней не выходил из квартиры. Был вызван слесарь, который вскрыл квартиру Арзамасова. Его нашли в самой дальней комнате, повешенным на собственных подтяжках. И все бы подумали о самоубийстве, если бы не странная предсмертная записка, которую обнаружили в квартире.
«Сегодня ночью они опять придут за мной. Больше я не выдержу, не смогу выдержать… Я не знаю, кто эти карлики, но каждый день они появляются из стены, как к себе домой… Я беру им еду. Терплю их гам и визги. Даже кормлю их черного кота. Лишь бы они не тронули меня. Но каждый день они подходят все ближе. Вчера один коснулся меня рукой… рукой ли? Я осознаю свой грех, но надеюсь все же на прощение…»
Так закончилась история господина Арзамасова, но не самого дома. Следствие было закрыто. Соседи решили, что старик втихую пил и допился до чертиков.
В дом въехали новые жильцы, и тут открылась новая странность. Когда они пытались избавиться от старой мебели, оказалось, что мебель в комнатах квартиры была такой огромной, что ее невозможно было вынести. Комнаты, для которых могли купить такую мебель, должны были быть гораздо больше. Казалось, что ее не вносили, а она появилась там сама по себе. Кстати, новые жильцы съехали с квартиры на удивление быстро, прожив всего пару месяцев — по какой причине, неизвестно.
Через пару лет рядом с домом № 36 на Большой Ордынке возвели храм Марфо-Мариинской святой обители сестер милосердия. Такое соседство благотворно повлияло на нехороший дом. Соседи мистической квартиры перестали чувствовать себя плохо. Прекратилось внезапное обмораживание стен. Все зажили спокойной жизнью.
Гости, выходящие из стен и пропадающие неизвестно куда, раздвигающиеся стены, черный кот — возможно, газетные заметки того времени вдохновили Михаила Афанасьевича Булгакова, и по их мотивам писатель создал «нехорошую квартиру» в романе «Мастер и Маргарита»
Сегодня в доме размещается Елизаветинская гимназия при Марфо-Мариинской обители.

Обратно — к метро «Третьяковская»

Теперь давайте пройдем немного назад по другой стороне Большой Ордынки. Дом № 32 по Большой Ордынке принадлежал купеческой фамилии Аршиновых. В начале XIX в. на углу Пыжевского переулка и Большой Ордынки была большая усадьба, принадлежавшая купцам Рыбниковым — владельцам сукновальных фабрик. Деревянный двухэтажный главный дом усадьбы (сегодня это дом № 30), заново отстроенный после пожара 1812 г., выходил парадным фасадом на Большую Ордынку. В 1870-х гг. при купцах-предпринимателях Гусельниковых деревянные строения были заменены каменными. Бывшие дом и флигель усадьбы сохранились с XIX в.
После строительства инженером Кирилловым и архитектором Щусевым в 1938 году Москворецкого моста, эта улица вновь сделалась очень оживленной. У советского правительства были грандиозные планы на ее модернизацию. 
ФОТО Здание Росатома, wikimedia.org/CC0
ФОТО Здание Росатома, wikimedia.org/CC0
Что это были за планы, может подсказать следующее величественное здание (Большая Ордынка, д. № 24). Оно построено в 1957 году по проекту архитекторов Лазаря Чериковера и Павла Зиновьева в стиле советского монументального классицизма. В здании тринадцать этажей, фасады выходят на Большую Ордынку, Большой Толмачевский и Пыжевский переулки. Но стоит этот великан в отдалении от улицы, и этому есть причина: по генплану реконструкции Москвы Большая Ордынка должна была стать одной из основных сквозных магистралей и соединить Останкино и Серпуховское шоссе. Улицу хотели расширить более чем вдвое, до 65 метров, все старые дома постепенно заменить многоэтажными, а переулки, выходящие на магистраль, превратить во внутриквартальные проезды. Планировалось также продолжить Бульварное кольцо через Москву-реку, Водоотводный канал, Пятницкую, Большую и Малую Ордынки и Большую Полянку. К счастью для старой Москвы, проект не реализовали. Но осталось в Замоскворечье несколько зданий, построенных согласно разметке того генплана.
Сейчас здесь находится штаб-квартира Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Перед входом — сквер, который образовался на том месте, где должна была проходить расширенная улица. В сквере установлен памятник Ефиму Павловичу Славскому (1898-1991), одному из создателей отечественной атомной индустрии, руководителю советской атомной промышленности, который около 30 лет своей жизни здесь работал.
Мы пройдем мимо здания Росатома обратно в сторону станции метро «Третьяковская». По этой стороне дороги (Большая Ордынка, д. № 22, стр. 2) будет еще одно большое и важное здание — это Межгосударственный Авиационный Комитет или МАК. В состав комитета помимо России входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Одним из главных направлений работы комитета является проведение расследований авиационных происшествий и катастроф. 
По наземному переходу напротив МАК мы возвращаемся к площади у метро Третьяковская, откуда и началось наше путешествие.
Надеемся, вас вдохновил наш маршрут! Если вы не очень устали, предлагаем вам заглянуть в «Школу креатива», расположенную по адресу: Малая Ордынка, д. № 25. Здесь вы вместе с детьми сможете окунуться в атмосферу творчества. В школе проводятся мастер-классы по живописи для взрослых и детей. И, быть может, вам захочется попробовать сохранить свои впечатления от пешей прогулки вокруг Третьяковки. Помните, что совместный досуг — это не только весело, но и основа крепких, доверительных и гармоничных отношений с детьми.
«Школа креатива»

Здесь вас ждут увлекательные художественные тренинги и мастер-классы для взрослых и детей, а также курсы по развитию памяти, внимания и скорочтению

Посмотреть
Лингвист, автор текстов
Лингвист, автор текстовГалина Тихонова
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее