Интернет открывает множество возможностей.
Однако есть и негативные моменты. Чтобы безопасно пользоваться сетью, нужно
соблюдать массу правил — как взрослым, так и детям. С какими основными рисками в
онлайн-пространстве сегодня сталкиваются школьники и даже дошкольники?
Андрей Сиденко, руководитель направления по детской
онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского», рассказывает, с какими онлайн-угрозами
чаще всего сталкиваются дети и что делать родителям.
1. Финансовые риски
Мошенники выманивают деньги у детей самыми разными способами. Один
из них — обещания легкого заработка. Например, распространена схема: ребенка
просят предоставить доступ к ненужному аккаунту в мессенджере или сообщить
реквизиты банковской карты, которой он не пользуется, либо открыть новую
специально для этих целей. Но соглашаться на такую «подработку» очень опасно,
ведь злоумышленники часто используют чужие аккаунты и банковские карты для
реализации неправомерных схем. Ответственность же за совершенные действия несут
владельцы профиля или карты, то есть сами
подростки, вовлеченные в такие схемы.
Кроме того, мошенники используют детей, чтобы получить доступ к финансам
родителей, — запугивают, оказывают психологическое давление. Информацию же для
создания убедительных легенд они находят на открытых страницах в соцсетях.
2. Вредоносные программы
Программы, намеренно разработанные и внедряемые для нанесения ущерба компьютерам и мобильным
устройствам, по-прежнему остаются одним из наиболее существенных рисков.
Злоумышленники используют разные методы, чтобы распространять их. Часто
они вкладывают «зловреды» в фишинговые ссылки, также могут добавлять их под
видом популярных онлайн-игр и модов на различные ресурсы для скачивания,
например в магазины приложений (и неофициальные, и официальные).
Вредоносные программы могут совершать различные действия: следить за перемещением владельца, красть данные, в том числе фото, пароли от банковских сервисов и страниц в социальных сетях, выводить деньги со счетов, полностью блокировать устройство, если это программа-шифровальщик
3. Онлайн-груминг
Дети могут ошибаться, думая, что знают
настоящее имя и возраст своего собеседника в интернете. Это касается случаев,
когда они познакомились и общаются с новым знакомым или знакомой только в
сети. Злоумышленники ищут страницы детей и напрашиваются к ним в друзья,
а затем пытаются завоевать их доверие, например, чтобы получить от
них личную информацию или приватные фотографии. После этого они могут начать шантажировать
жертву, требуя все больше или все более откровенных снимков, а иногда стремятся
устроить встречу в реальной жизни. Это может закончиться плачевно.
4. Кибербуллинг
Онлайн-травля — это отдельная большая угроза. В сети дети могут столкнуться с оскорблениями
— обидными сообщениями, фотожабами, дипфейками. Угрозы, насмешки,
распространение слухов и компрометирующих материалов могут сопровождаться издевательствами
в реальной жизни.
5. Опасные челленджи
Это испытания, видео с которыми часто распространяются в интернете,
особенно в социальных сетях. Некоторые могут быть забавными и безопасными, но популярными
чаще становятся те, которые требуют выполнения экстремальных или рискованных
действий. В результате ребенок может получить серьезные травмы.
Сейчас злоумышленники усложняют механики вовлечения. Они могут прибегать к
шантажу, например угрожать распространить личные фотографии и видео, чтобы вынудить
подростка выполнить опасное задание. Также они могут манипулировать, иногда используя
фразы вроде «докажи, что ты не слабак», «сделай шаг, и мы отстанем».
Что можно сделать, чтобы умерить родительскую тревогу
Невозможно постоянно следить за тем, что читают и публикуют дети и какой
информацией обмениваются с друзьями, но можно научить их азам цифровой гигиены.
1Рассказывайте, что не стоит открыто выкладывать персональные данные, личные фотографии и видео, указывать свой возраст, публиковать номер школы, фотографии дома и контактные данные родителей.
2Научите настраивать приватность аккаунтов в соцсетях, чтобы посторонние не могли отправлять им личные сообщения и видеть публикации на их страницах.
3Объясните, что нельзя добавлять в друзья незнакомцев, а на подозрительные сообщения лучше не отвечать вообще. Также не стоит переходить по ссылкам из таких сообщений.
4Регулярно напоминайте, что ни в коем случае никому нельзя сообщать данные банковской карты (номер, срок действия, ФИО, CVV), ПИН-код, коды из push-уведомлений и СМС. Если у ребенка есть своя карта, не кладите на нее существенные для семейного бюджета суммы, настройте лимиты.
Следите за тем, какие существуют мошеннические схемы и делитесь этими
знаниями с детьми. Важно донести мысль, что незнакомец может
представляться официальным лицом или хорошим знакомым, уверять в срочности
ситуации и запрещать рассказывать родителям — на это нельзя поддаваться. Постарайтесь
научить ребенка сохранять холодную голову в любой ситуации, повторяйте
много раз, что,
если
кто-то запугивает, настаивает на срочности и просит хранить секрет,
наоборот, нужно обязательно сразу рассказать родителям. Даже если звонящий звучит
убедительно, голос кажется знакомым, а речь идет о помощи родственнику или
другу — такую информацию всегда нужно перепроверять у родителей и близких.
Что касается онлайн-травли, то самое главное — донести до ребенка (чем
раньше, тем лучше), что
виноват
всегда только тот, кто травит. Ответственность за такие действия
полностью лежит на обидчике. Уверенность в этом может прийти только внутри
семьи, от значимых взрослых. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок чувствовал
безоговорочную поддержку и знал, что всегда может обратиться к родителям и
рассказать о своих проблемах.
Приглядывать за цифровой жизнью детей помогают специальные технические
решения, такие как программы родительского контроля и приложения, которые
позволяют блокировать звонки с неизвестных номеров. Но они только отчасти могут
решить сложную задачу, которая стоит перед родителями — научить ребенка
мыслить критически, чтобы он умел фильтровать информацию и не поддаваться на манипуляции.
В разделе «Обучение» на сайте и в приложении Mamado вы найдете множество различных занятий для своего ребенка, которые его
увлекут, помогут оградить от частого сидения в сети и столкновения с
онлайн-угрозами.

Руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского», ведущий контент-аналитик, в прошлом учитель информатики и победитель конкурса «Учитель года России 2013»Андрей Сиденко
Фото: Freepik.com