2 257
15 мая 2025
«Мой ребенок — лентяй!»: сколько времени в день дети могут бездельничать и нужно ли это

ФОТО Freepik.com
Когда ребенок лежит, уставившись в потолок или бесцельно бродит
по квартире, у многих родителей тревожно екает в груди: «Он ничего не делает! Его
срочно нужно чем-то занять!». Руки тянутся к списку кружков, а внутренний голос
шепчет: «Надо дать ему пинка, совсем разленился, не хочет развиваться». Но что,
если это и есть развитие?
Вместе с психологом и арт-терапевтом Екатериной Барановой
разбираемся, почему безделье —— это не прокрастинация, а жизненно важная часть
детства.
Что такое «безделье» для ребенка?
Это вовсе не безделье в привычном взрослом смысле. Это когда ребенок не
учится, не тренируется, не слушает задания, а просто живет. Сидит, мечтает,
бродит по двору без цели, рассматривает облака или строит шалаш из веток.
Детское «ничегонеделание» — состояние, когда мозг отдыхает, а фантазия — работает
Именно в такие моменты рождаются настоящие идеи, стихи, миры из кубиков и
игры без правил. Это не пустота, а внутренняя лаборатория, где ребенок сам
соединяет впечатления, чувства и смыслы.
Сегодня у детей плотный график: школа, кружки, домашка, а потом —
гаджеты до сна. В такой системе «ничегонеделание» звучит как лень или пустая
трата времени. Но как школьный психолог, я хочу сказать: свободное время без
дел — не роскошь, а настоящая необходимость. Да, детям действительно нужно
«бездельничать», и вот почему.
Зачем вообще нужно это самое «ничегонеделание»?
Когда ребенок ничем
специально не занят (не учит уроки, не рисует по инструкции и не выполняет
заданий родителей), его мозг все равно работает. Только по-другому: отдыхает,
перерабатывает полученную информацию, связывает новые знания, мечтает. Это как
навести порядок на столе после насыщенного рабочего дня.
Ученые называют это
состояние пассивным режимом
работы мозга. В это время рождаются идеи,
разрабатываются творческие проекты, лучше запоминается важное. Исследования
подтверждают, что именно в такие моменты у детей развиваются:
воображение и самостоятельность;
навыки саморегуляции и креативность;
устойчивость к стрессу.
Простыми словами, «ничегонеделание» помогает
детям становиться умнее, спокойнее и увереннее. А еще оно помогает справляться со скукой и находить
интересные занятия самостоятельно. Это нужно им, чтобы лучше понимать свои
потребности и желания.

Сколько времени можно «ничего не делать»?
Точного стандарта нет, но
ориентиры есть:
дошкольникам (3–6 лет) нужно 2–3 часа свободной игры в день;
младшим школьникам (7–10 лет) — 1–2 часа;
подросткам — хотя бы 1 час в день без гаджетов, школы и заданий.
Доктор Сэм Уосс, британский нейропсихолог и
специалист по детскому развитию, руководитель лаборатории развития детей
(BabyDevLab) в Университете Восточного Лондона, вообще говорит о почти четырех
часах свободного времени в день как о норме. А сейчас дети, по разным оценкам,
имеют только максимум полтора часа. И это, на самом деле, довольно печально.
А если он просто лежит и смотрит в потолок?
Это нормально! Это не
«ничегонеделание» в плохом смысле. Это отдых. Только если ребенок стал вялым, раздраженным или
замкнутым, стоит насторожиться. А в остальном — не мешайте. Иногда именно в
такие моменты к детям приходят интересные идеи, рождаются фантазии, возникает
желание что-то создать.
Памятка родителям
Следуя этим рекомендациям, вы поможете
развиваться своему ребенку гармонично.
1
Не планируйте каждый час дня ребенка.
2
Оставляйте ему время для «безделья».
3
Дайте возможность ребенку самому придумать себе занятие.
4
Уберите лишние стимулы (гаджеты, ТВ) — это не то же самое, что свободное время.
Разрешите просто
побродить, полежать, поскучать. Все это — зарядка для мозга и души. Не
пытайтесь каждую минуту занять ребенка или как-то его развлечь, отвлечь.
Главное — не бояться пустоты
Мы привыкли думать, что
развитие — это занятия и успехи. Но на самом деле очень многое происходит именно
в паузах. В работах Льва Семеновича Выготского говорится о том, что свободная
деятельность (особенно игра, фантазия, воображение) — важнейший источник
психического развития. Это подтверждают и современные исследования: дети, у
которых есть время «просто быть», легче справляются со стрессом и проявляют больше креативности. Так
что «ничего не делать» — это, на самом деле, делать очень много. Только
незаметно.

А
если вдруг ищете детский лагерь для ребенка, загляните в раздел «Туризм» на Mamado. Там есть специальная
подкатегория «Лагеря», где все предложения
по детскому развитию и досугу собраны в одном месте. Здесь вы найдете баланс
для ребенка — когда будет место и развивающим занятиям,
и такому ценному «ничегонеделанию».
Фото: Freepik.com