2 257
15 мая 2025

«Мой ребенок — лентяй!»: сколько времени в день дети могут бездельничать и нужно ли это

«Мой ребенок — лентяй!»: сколько времени в день дети могут бездельничать и нужно ли это
ФОТО Freepik.com
Когда ребенок лежит, уставившись в потолок или бесцельно бродит по квартире, у многих родителей тревожно екает в груди: «Он ничего не делает! Его срочно нужно чем-то занять!». Руки тянутся к списку кружков, а внутренний голос шепчет: «Надо дать ему пинка, совсем разленился, не хочет развиваться». Но что, если это и есть развитие?
Вместе с психологом и арт-терапевтом Екатериной Барановой разбираемся, почему безделье —— это не прокрастинация, а жизненно важная часть детства.

Что такое «безделье» для ребенка?

Это вовсе не безделье в привычном взрослом смысле. Это когда ребенок не учится, не тренируется, не слушает задания, а просто живет. Сидит, мечтает, бродит по двору без цели, рассматривает облака или строит шалаш из веток.
Детское «ничегонеделание» — состояние, когда мозг отдыхает, а фантазия — работает
Именно в такие моменты рождаются настоящие идеи, стихи, миры из кубиков и игры без правил. Это не пустота, а внутренняя лаборатория, где ребенок сам соединяет впечатления, чувства и смыслы.
Сегодня у детей плотный график: школа, кружки, домашка, а потом — гаджеты до сна. В такой системе «ничегонеделание» звучит как лень или пустая трата времени. Но как школьный психолог, я хочу сказать: свободное время без дел — не роскошь, а настоящая необходимость. Да, детям действительно нужно «бездельничать», и вот почему.

Зачем вообще нужно это самое «ничегонеделание»?

Когда ребенок ничем специально не занят (не учит уроки, не рисует по инструкции и не выполняет заданий родителей), его мозг все равно работает. Только по-другому: отдыхает, перерабатывает полученную информацию, связывает новые знания, мечтает. Это как навести порядок на столе после насыщенного рабочего дня.
Ученые называют это состояние пассивным режимом работы мозга. В это время рождаются идеи, разрабатываются творческие проекты, лучше запоминается важное. Исследования подтверждают, что именно в такие моменты у детей развиваются:

воображение и самостоятельность;

 навыки саморегуляции и креативность;

устойчивость к стрессу.

Простыми словами, «ничегонеделание» помогает детям становиться умнее, спокойнее и увереннее. А еще оно помогает справляться со скукой и находить интересные занятия самостоятельно. Это нужно им, чтобы лучше понимать свои потребности и желания.
ФОТО Freepik.com
ФОТО Freepik.com

Сколько времени можно «ничего не делать»?

Точного стандарта нет, но ориентиры есть:

дошкольникам (3–6 лет) нужно 2–3 часа свободной игры в день;

младшим школьникам (7–10 лет) — 1–2 часа;

подросткам — хотя бы 1 час в день без гаджетов, школы и заданий.

Доктор Сэм Уосс, британский нейропсихолог и специалист по детскому развитию, руководитель лаборатории развития детей (BabyDevLab) в Университете Восточного Лондона, вообще говорит о почти четырех часах свободного времени в день как о норме. А сейчас дети, по разным оценкам, имеют только максимум полтора часа. И это, на самом деле, довольно печально.

А если он просто лежит и смотрит в потолок?

Это нормально! Это не «ничегонеделание» в плохом смысле. Это отдых. Только если ребенок стал вялым, раздраженным или замкнутым, стоит насторожиться. А в остальном — не мешайте. Иногда именно в такие моменты к детям приходят интересные идеи, рождаются фантазии, возникает желание что-то создать.

Памятка родителям

Следуя этим рекомендациям, вы поможете развиваться своему ребенку гармонично.
1

Не планируйте каждый час дня ребенка.

2

Оставляйте ему время для «безделья».

3

Дайте возможность ребенку самому придумать себе занятие.

4

Уберите лишние стимулы (гаджеты, ТВ) — это не то же самое, что свободное время.

Разрешите просто побродить, полежать, поскучать. Все это — зарядка для мозга и души. Не пытайтесь каждую минуту занять ребенка или как-то его развлечь, отвлечь.

Главное — не бояться пустоты

Мы привыкли думать, что развитие — это занятия и успехи. Но на самом деле очень многое происходит именно в паузах. В работах Льва Семеновича Выготского говорится о том, что свободная деятельность (особенно игра, фантазия, воображение) — важнейший источник психического развития. Это подтверждают и современные исследования: дети, у которых есть время «просто быть», легче справляются со стрессом и проявляют больше креативности. Так что «ничего не делать» — это, на самом деле, делать очень много. Только незаметно.
ФОТО Freepik.com
ФОТО Freepik.com
А если вдруг ищете детский лагерь для ребенка, загляните в раздел «Туризм» на Mamado. Там есть специальная подкатегория «Лагеря», где все предложения по детскому развитию и досугу собраны в одном месте. Здесь вы найдете баланс для ребенка — когда будет место и развивающим занятиям, и такому ценному «ничегонеделанию».
Детские лагеря

Здесь вы найдете необходимую информацию для организации полезного досуга детям

Посмотреть
Педагог, школьный психолог, арт-терапевт, психолог-волонтер фонда поддержки уставших мам «Ты в порядке»
Педагог, школьный психолог, арт-терапевт, психолог-волонтер фонда поддержки уставших мам «Ты в порядке»Екатерина Баранова
Узнать подробнее
Фото: Freepik.com
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее