2 036
13 мая 2025
"Ябеда-корябеда": нужно ли отучать детей ябедничать и как это сделать

ФОТО Freepik.com
«Мааам, а он меня толкнул!» — знакомо? Детские жалобы могут повторяться по
десятку раз в день и вызывать у взрослых раздражение. Хочется воскликнуть: «Ну
хватит ябедничать!». Но действительно ли нужно отучать ребенка жаловаться — и
если да, то как это сделать с пользой для всех?
На примере нескольких ситуаций вместе с клиническим психологом Ольгой
Клейменовой разбираемся, откуда «растут ноги» у ябедничества и как на это
реагировать родителям.
«Ябеда-корябеда, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест!»
Многие помнят эту детскую дразнилку (в разных регионах СССР у нее были свои варианты, но смысл - один). А если мы заглянем в словарь Владимира
Даля, то найдем даже поговорки и фразы о ябедах:
«Ябедника на том свете за язык вешают»;
«Бог любит праведника, а господин (а судья, а черт) ябедника»;
«Лучше нищий праведный, чем богач ябедный».
Так как появляются ябеды? И когда ребенок становится таким? Потребность
в безопасности и любви — важные условия здоровой психики растущего
организма. Частой ошибкой родителей бывает игнорирование того, в чем нуждается ваш ребенок.
Истории из жизни
Разберем три примера из жизни, когда ребенок ябедничает.
Ситуация 1
В семье между родителями маленького Саши (пять лет) произошел конфликт. Мать Cаши
просит все докладывать ей про его отца: купил хлеб белый или черный; читал ли
список нужных продуктов, который мать Саши выдала мужу; улыбался или просто
поздоровался с продавщицей. Маленький Саша — разведчик для собственной мамы. А
еще он сильно радуется, что его мама хвалит и говорит, какой он «золотой мальчик»
у нее — «не то, что его отец».
Мальчик понимает, что так можно получить внимание и любовь от одной из
самых главных фигур его жизни — мамы. Разведчиком, предположим, он не станет, а
вот подмену понятий маленький Саша понесет дальше: в садик, в школу и в личную
жизнь.
Ситуация 2
Начальная школа. Как известно, в первые школьные годы дети обычно хотят
понравиться учителю. Есть ребята, которые не обладают уверенностью, но готовы
«помогать» вести урок преподавателю. Они рассказывают, а порой даже
выкрикивают, пока идет контрольная, что Паша списывает у Маши и наоборот. Если
учитель поощряет такое поведение, хвалит ребенка за «помощь», то мы имеем дело
с формированием, с одной стороны, ложного представления, кто несет
ответственность за проведение занятий, а с другой — как стать успешным, выбрав
стратегию донесения чужих ошибок и недостатков «наверх».
Исключением является, если школьник решил покончить жизнь самоубийством и поделился этим среди детей. Это экстренный случай, требующий внимания и деликатного подхода
Своему ребенку можно сказать, например, так: «Как ты думаешь, если ты
докладываешь, хоть и правду, кто где и у кого списал, а вот завтра случайно
забудешь тетрадку, кто-нибудь из ребят рад поделится своей домашкой с
тобой?».
Ситуация 3
Сережа (пять лет) и Коля (шесть с половиной лет) дерутся. У них также есть
младший брат Федя. И вот Федя бежит к матери с жалобой, что Коля не хочет
кататься вместе на велике и толкнул его, а Сережа швырнул в него планшетом. Но
ведь Cережа же маленький еще, да и планшет — старый. А вот Коля — старший,
значит, он должен быть наказан.
Здесь мы наблюдаем соперничество, что нормально для всех братьев и сестер,
другой вопрос — реакция родителей этих детей. Если каждому брату объяснить, что
толкаться не стоит и кидать планшет, пусть и старый, в человека — плохо, потому
что может принести вред здоровью, то соперничество, конечно, будет, но
адекватное. Один ребенок не станет слабым звеном, а другой — доносчиком или
ябедой.

Скрытые причины ябедничества
Прежде чем решать, как реагировать, важно понять, что именно движет ребенком.
Он может:
искать справедливости: ребенку кажется, что кто-то нарушает правила, и он хочет восстановить порядок;
пытаться привлечь внимание взрослых: иногда жалобы — это способ сказать: «Посмотри на меня, мне важно, чтобы ты был рядом»;
пытаться самоутвердиться: за счёт указания на чужие ошибки ребенок может стремиться выглядеть «правильным» в глазах взрослых;
не уметь решать конфликты самостоятельно: жалоба становится способом справиться с ситуацией, которую он не знает, как урегулировать иначе.
«Надо ли отучать ябедничать?»
Вопрос, который волнует многих родителей, столкнувшихся с проблемой. Полностью
запрещать жаловаться — не лучшая стратегия. Это может привести к тому, что ребенок
перестанет сообщать важные вещи, например, о травле или насилии.
Главное — научить его отличать жалобу ради справедливости от манипуляции или стремления казаться лучше других
Как помочь ребенку разобраться: советы родителям
Предлагаем вам советы, которые помогут вам не воспитать ябеду.
1. Не навешивайте ярлыки
Слова вроде «ябеда» или «доносчик» обесценивают чувства ребенка. Лучше
сказать: «Ты хочешь, чтобы я помог разобраться?». Так вы покажете, что готовы
услышать и помочь.
2. Задайте уточняющие вопросы
«Ты рассказываешь мне, чтобы я помог, или потому что тебе хочется, чтобы
брату стало плохо?». Такие
вопросы помогают ребенку задуматься о мотивах.
3. Учите ребенка решать конфликты самостоятельно
Развивайте навыки коммуникации: предложите сказать обидчику, что ему
неприятно, или отойти и поиграть с другими. Если ребенок не справляется — вы
рядом и поможете.
4. Признавайте эмоции
Не отмахивайтесь: «Да ничего страшного!». Лучше сказать: «Ты расстроился,
это понятно. Давай подумаем, что можно сделать».
5. Разговаривайте о правилах и справедливости
Поясняйте, почему важно говорить взрослым о действительно опасных
ситуациях, но не стоит сообщать о каждой мелочи ради наказания других.
6. Будьте примером
Дети учатся на том, как вы реагируете на неприятные ситуации. Если вы
обсуждаете проблему спокойно и ищете решение, ребенок перенимает вашу модель поведения.

Не стоит стремиться «вылечить» ябедничество с корнем — это этап взросления,
и он пройдет. Главное — помочь ребенку научиться различать те ситуации, где
важно сказать о чем-то взрослому, и те, где можно попробовать решить все
самому. Это станет важным шагом к самостоятельности, ответственности и
зрелости.
Кстати!
На сайте и в приложении Mamado в разделе «Обучение» вы найдете полезную информацию о детских садах
и развивающих занятиях. Ведь именно в процессе социализации — в игре, в
коллективе, на занятиях — дети учатся слышать друг друга, договариваться,
решать конфликты и становиться увереннее. А значит, и жаловаться по пустякам им
со временем становится просто незачем.
Текст:
Ольга Клейменова, Наталья Журавлева
Фото:
Freepik.com