2 632
7 августа 2025

Речевая среда дома: топ-20 рекомендаций от психолога, как побудить малыша начать говорить

Речевая среда дома: топ-20 рекомендаций от психолога, как побудить малыша начать говорить
ФОТО Freepik.com
Малыш начинает говорить задолго до первого «мама» — с первых звуков, услышанных дома. Именно речевая среда формирует его словарный запас, мышление и даже уверенность в себе. Это не про заученные стишки и карточки, а про живое общение, атмосферу, где слова звучат с любовью и смыслом.
Как создать такую среду простой, уютной и развивающей? Рассказывает психолог и специалист по раннему развитию Полина Давыдова.
Мы знаем, что дети от рождения до года развиваются с огромной скоростью. Малыш, который не может держать голову и фокусировать взгляд, к году уже умеет ходить и говорить простые слова и звукоподражания (мяу, ав, му, мама и так далее).
Конечно, нормы развития довольно широкие, и у каждого ребенка может быть свой темп. Например, ходить некоторые дети могут учиться до года и трех месяцев. С года до трех лет физическое развитие становится более плавным, а вот речь, игра и мышление развиваются быстро.
К трем годам мы ожидаем от ребенка развитую сюжетно-ролевую игру и не только фразы, но и целые предложения. Пластичность мозга в этом возрасте такова, что чем более разнообразна среда, тем лучше развитие.
Также стоит учитывать, что на развитие влияет множество факторов: индивидуальные особенности мозга, стрессы, гипоксии, болезни, генетика и, конечно, среда.

Речевая среда — что это?

Это специально созданные условия жизни и игры с учетом возраста ребенка, где бытовые ситуации используются для увеличения пассивного словарного запаса малыша (понимание обращенной речи взрослого) и тренировки экспрессивной речи (слова ребенка).
Зачем необходима эта среда?

Накопление пассивного словаря — это фундамент для последующего появления активной речи. 

Понимание слов взрослого повышает мотивацию ребенка к общению. Тут важно сказать, что коммуникация — не только речь, это еще и зрительный контакт, разделение эмоций, мимика, жесты и звуки. Чем лучше понимание речи, тем интереснее получается коммуникация.

Создание интересной игры повышает познавательную активность крохи.

Когда ребенок хорошо понимает маму и папу, это сильно облегчает быт и повышает уровень родительского удовольствия от совместного общения.

Как создать речевую среду?

1. Постоянный разговор с ребенком. Простыми словами. 

С детьми до года: рассказываем, что происходит, что мы делаем. Например: «Идем купаться», «Кто пришел? Папа пришел», «Я беру чашку».

С детьми чуть старше фразы могут быть сложнее: «Давай построим дом из кубиков, «Покажи, где красная машина».

Можно использовать правило говорить на одно-два слова больше, чем может сказать ребенок.

2. Перед началом разговора необходимо убедиться, что малыш готов слушать.
3. Даем ребенку выбор. Вначале подкрепляя слова жестами или действиями. Например: «Будешь яблоко или банан?», «Хочешь мяч или кубики?». Ребенок, который еще не говорит может показать предпочтения взглядом или жестом. Постепенно речь можно будет усложнять и пробовать в просьбах и вопросах отказываться от подкрепления жестом. 
4. Даем простую инструкцию: «Дай» (подкрепляем действием, потом просто слова), «Неси мяч», «Выкини подгузник». Если малыш не понимает, то показываем. К более сложным инструкциям переходим. когда ребенок осваивает простые.
5. Говорим медленнее, четче, громче чем обычно. Так малышу легче понять и заметить артикуляцию взрослого. Делаем паузы после вопросов и уточнений.
6. Окрашиваем эмоционально свою речь и реакции. Более ярко, чем при беседе со взрослым. Ребенку эмоции важны даже больше, чем их положительный или негативный окрас. Поэтому на неудачи или негативное поведение реагируем спокойно (констатация факта), а удачи ярко и эмоционально подкрепляем.
7. Мамы обычно очень хорошо понимают и чувствуют своих детей. Вместо того чтобы предугадывать желания ребенка, необходимо дать ему время сформулировать просьбу или попросить помощи. Если он тянется к бутылочке, спросите: «Ты хочешь пить?». Если тянет вас за руку, можно уточнить: «Пойдем?». Делайте вид, что не до конца поняли и уточняйте.
8. Во время игры с ним важно комментировать его действия и свои. Например: «Это бутылка (пауза)», «Внутри каштаны (пауза)», «Ты хочешь открыть?»
ФОТО Freepik.com
ФОТО Freepik.com
Первое время малыш исследует игрушки, учится использовать предметы по назначению. После можно расширять полей действий и показывать различные варианты игры. Ракушки можно пересыпать, перекладывать ложкой, играть с ними в воде, закапывать в песок.
9. Развиваем игру «понарошку» и подражание старшим. После двух лет появляется сюжетная игра. Нужно также расширять ее, использовать для обучения бытовым действиям. Например, игра в кормление, врача. Взрослым важно добавлять в эту игру большое количество глаголов.
Важный момент: обучение у детей происходит через подражание и игру. основано это на интересе ребенка
Поэтому мы учитываем это и встраиваем свои занятия в игру ребенка. Наши бытовые ситуации тоже через игру можно сделать интереснее и легче.
10. Приглашаем малыша к самостоятельности. Когда ребенок может сидеть и стоять, он уже может помогать и протягивать ножку для того, чтобы надеть ботинок. Если наступил период «я сам», то даем возможность делать самому так, как он может. Закладываем на сборы или прием пищи большее количество времени. 
11. По мере возможности подкрепляем попытки крохи помогать в быту. Хочет мыть пол как мама, даем его личную детскую тряпочку и пусть моет.
12. До года предлагаем максимальную сенсорную активность: различные поверхности и материалы (перья, пластилин, краски, шершавое, меховое, тесто); много ползать, изучать предметы (кастрюли, ложки, овощи, фрукты), включая природные материалы. Фитбол, гимнастика, купание в воде, ортоковрики, колючие мячики — все это помогает ребенку в развитии. Речь и движения связаны.
Далее обеспечиваем максимальную двигательную активность: полосы препятствий, подушки, лесенки, прыжки на двух ногах (к двум годам). Расширяем сенсорные игры: песок сухой, мокрый, закопать что-то; труба (смотреть, гудеть, катать шарики).
13. В процесс игры важно незаметно для малыша включать артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Если малыш любит такие игры, то можно перед зеркалом весело покривляться.
14. Чтение книг. Начиная с коротких потешек, которые можно использовать в рутинных делах. Когда переходим к книжкам с окошками или короткими стихотворениями, то сажаем ребенка так, чтобы можно было видеть его лицо и реакции. Важно, чтобы ребенок видел ваши глаза и лицо. Аналогично с разговором: делаем паузы и потом сами показываем указательным пальцем или называем словами животное или предмет.
15. Если ребенок научился жестом или звуками говорить «да» и «нет», то стараемся воспринимать всерьез его ответы. Проговорить: «Ты не хочешь домой, хочешь гулять». Дальше договориться о новом решении.
16. Во время игры, приема пищи, купания и в другой деятельности необходимо создавать ситуации, где малышу будет нужна помощь. Важно мотивировать ребенка вступать в коммуникацию.
17. Количество игрушек должно быть оптимальным. Если игрушек много, то внимание становится более поверхностным, а игра более короткой.
Важно: игрушки первое время должны быть максимально простых цветов (красный, синий, желтый, зеленый), позже можно постепенно расширять палитру
18. Нам часто так важно услышать ребенка, что мы постоянно просим его: «Скажи». Излишняя настойчивость может привести к тому, что малыш «закроется» и будет молчать.
19. Иногда нам кажется, что речь по телевизору помогает крохе научиться говорить. Это миф. Ребенок учится от человека. Фоновый шум (музыка, сериалы, новости) мешают, даже если он не обращает внимания на телевизор. 
В развитии речи есть важный этап — озвучивание своей игры (брм-брм, вжжж и так далее). Малышу трудно озвучивать игру, если есть фоновый шум.
20. Когда у ребенка появляются устойчивые свои слова на определенные предметы — это его слово. Например, «бабо» — банан. Мы радуемся этому слову, но за крохой повторяем так: «Да, это банан». Таким образом, когда малыш будет готов, он начнет говорить полное слово правильно.
ФОТО Freepik.com
ФОТО Freepik.com
Организованная речевая среда облегчает взаимодействие, повышает удовлетворенность от контакта. Ведь нет необходимости выделять отдельное время и заниматься по карточкам в один-два года, а можно все развивающие процессы включить в естественные жизненные ситуации и игру. 
На Mamado в разделе «Здоровье» вы найдете квалифицированных детских специалистов — педиатров, логопедов, психологов, которые помогут вам с заботой и пониманием решить любые вопросы здоровья и развития ребенка.
Детские врачи и специалисты

Здесь вы найдете нужного вам специалиста

Посмотреть
Психолог, специалист по раннему развитию
Психолог, специалист по раннему развитиюПолина Давыдова
Узнать подробнее
Фото: Freepik.com






Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее