3 126
6 августа 2025
Нейросети: стоит ли детям учиться пользоваться ИИ, и с какого возраста можно начинать обучение

ФОТО Freepik.com
Искусственный интеллект (ИИ) давно стал частью жизни детей — он выбирает
для них видео, отвечает на вопросы, предлагает музыку и игры. Но понимают ли
сами дети, с чем имеют дело? Как и когда говорить с ними о нейросетях, чтобы не
возникло страха, зависимости или иллюзии, что ИИ — это волшебство?
На эти вопросы отвечает основатель Школы
нейросетей и SMM Ксения Баранова.
Почему знакомство ребенка с ИИ практически неизбежно
Взаимодействие детей с искусственным интеллектом — не вопрос
будущего, а текущая реальность. Он уже встроен в привычную цифровую среду
ребенка: видеоплатформы подбирают мультфильмы с помощью ИИ; короткие ролики в соцсетях именно
благодаря ИИ анализируют интересы ребенка и предлагают ровно то, что он хочет
видеть; голосовые помощники, которые отвечают на вопросы детей, шутят и даже
рассказывают сказки, тоже работают на основе искусственного интеллекта.
Согласно исследованию Internet Matters, дети в возрасте 9-17 лет не только активно используют чат‑боты,
но и формируют с ними эмоциональную связь, воспринимают их как друзей. Это
говорит о том, что многие взаимодействуют с ИИ без понимания его технической
природы и статуса машины, а не человека.
То есть ребенок в довольно раннем возрасте уже общается с искусственным
интеллектом, даже если родители ничего не рассказывали ему. Но если он не
знает, как работают нейросети, он будет воспринимать их как волшебство, магию.
Это может стать началом пути к зависимости и отсутствию критического мышления
Поэтому так важно знакомить детей с понятием искусственного интеллекта.
В каком возрасте стоит познакомить ребенка с ИИ
У меня самой двое детей: старшему – 14, младшему – 8 лет. Как мама и
специалист по нейросетям, я сформировала личное мнение о знакомстве детей с ИИ.
Я считаю, что его стоит начать примерно с 6-7 лет, в простой игровой форме.
В этом возрасте у ребенка формируется понимание причин и следствий
Он начинает думать: «Я что-то спросил, и голос из колонки мне ответил.
Почему?». Это хороший момент, чтобы объяснить: ИИ — не человек, а программа,
робот, которая просто подбирает слова как пазл.
В 7-9 лет можно обсуждать более тонкие вещи:
«Почему искусственный интеллект может ошибаться?»;
«Как он учится на данных?».
А главное, стоит рассказать, что не
все, сказанное ИИ — правда.
К 10-12 годам следует поднимать уже темы приватности, цифрового следа,
ответственности. ИИ может быть неопасным, но его использование иногда
становится этически спорным.
Очень важно, чтобы разговоры об искусственном интеллекте не звучали как
лекция. Беседовать об этом нужно в игровой форме, с совместным поиском ответов
на вопросы.
Я рекомендую начинать разговор с голосовых помощников по типу Алисы и с
творческих нейросетей: Шедеврума, Midjourney и так далее.
А вот текстовые нейросети по типу ChatGPT стоит оставлять на потом. В идеале лучше
знакомить ребенка с ними в 14-15 лет и даже позже. Почему?
Есть риск, что ребенок перестанет делать что-либо самостоятельно, потому что научился использовать такую нейросеть
Ведь ChatGPT может выполнять за него домашние задания, писать сочинения и
размышлять. Именно поэтому лучше начать знакомство с ИИ с творческих
нейросетей, которые, наоборот, помогают развивать креативное мышление.
Пример из жизни
Мы с младшим сыном вместе беседуем с Алисой — так я учу его
взаимодействовать с ИИ. Также мы с ним рисуем при помощи нейросетей. Например,
он любит итальянские мемы, «Тун-тун Сатурн», «Балерина Капучино» и другие.
Недавно он попросил: «Мам, давай нарисуем мою фотографию рядом с Тун-тун
Сатурном». Мы стали рисовать. Ему очень понравилось, он воодушевился. Старшему
сыну я рассказываю про ChatGPT и принцип его работы, но научить пользоваться им
пообещала чуть позже.

Как объяснить ребенку, что такое нейросети
Конечно, лучше объяснять через метафоры. Например: «Представь, что у ИИ
есть мозг, только вместо нейронов там математические формулы. Он так же, как ты
в школе, учится на примерах. Вот ты посмотрел, как выглядят сто кошек, и теперь
можешь нарисовать свою кошку. ИИ делает то же самое, только иногда у него
получается странно. Усы на спине, три глаза и так далее. Он иногда может
ошибаться».
Нужно постоянно и на конкретных примерах показывать, что у нейросети бывают
правильные ответы, а бывают ошибки. Чтобы ребенок понимал: все, что исходит от
умной колонки, или все, что пишет чат-бот, нужно анализировать, используя
критическое мышление.
Можно объяснять принцип работы ИИ через аналогию с
друзьями. Например:
«Представь свою подружку, которая помнит, что ты любишь. Она предлагает тебе то, что тебе может понравиться — игрушку, мультик, футболку. Так же работает ИИ. Он не волшебник, он просто изучает и запоминает твой предыдущий выбор»
Если ребенок постарше, можно использовать другие
аналогии — например, с тренировками: «ИИ как спортсмен — тренируется на
миллионах примеров, чтобы попасть в цель. Но иногда промахивается».
Почему важно говорить об этике в использовании ИИ
Искусственный интеллект — не просто технология, а зеркало нашего выбора.
Сегодня нейросети способны создать дипфейк-видео за минуту, подделать голос
родителей, сказать неправду, и это тоже стоит учитывать.
Согласно исследованию Common
Sense Media, 35% подростков США (13–18 лет) заявили, что хотя бы раз их ввел в
заблуждение фейковый контент, а 41% встречали реальную, но вводящую в
заблуждение информацию.
Этика использования ИИ важна для воспитания критического мышления и
ответственности. Стоит объяснить ребенку простые правила:
нельзя создавать обидные картинки, даже ради шутки;
нельзя использовать ИИ, чтобы кого-то выставить глупым: например, придумывать какие-то истории, шуточки, издевательства;
даже если ИИ выдал удобный ответ, это не всегда значит, что он правильный.
Важно пояснить ребенку, что ИИ не должен быть использован во вред. Уместно
применить аллегорию: ИИ — это инструмент, как, например, молоток. Молотком
можно прибить полку, а можно разбить окно. Вопрос в том, в чьих руках он
находится и как человек выбирает его использовать.
Как предотвратить зависимость ребенка от ИИ
Как и у взрослых, у детей использование нейросетей очень быстро входит в
привычку. Они удобны, всегда и на все отвечают, не спорят, а еще «угадывают
желания». Но если мы, взрослые, понимаем, что нейросеть не угадывает, а просто
дает наиболее вероятный вариант развития событий, то дети в этом случае более
уязвимы. Их мозг ищет новизны, поощрения, а ИИ это понимает — его алгоритмы так
и устроены.
Как здесь можно помочь?
Во-первых, конечно, говорить с ребенком о проверке фактов, о том, что у ИИ
могут быть «галлюцинации» и что порой он очень уверенно говорит неправду. То
есть, ребенка надо подготовить: «Если ответ кажется тебе подозрительным,
проверь его, и лучше дважды». И в целом стоит приучить его спрашивать себя: «А
правда ли это?». Такой подход и развивает критическое мышление.
Еще один важный аспект — эмоциональный. Ему подвержены даже взрослые:
бывают, например, случаи, когда муж ревнует жену к ChatGPT, потому что она
часто с ним «зависает».
Необходимо пояснить ребенку, что ИИ — не друг, не живой собеседник, он не
умеет чувствовать, сопереживать или злиться. Это очень важно, особенно если
ребенок склонен к
одиночеству или замкнутости.
Конечно, нельзя забывать и про цифровой баланс. Необходимо устанавливать дома
правило «зон без технологий», часов отдыха. Один час без экрана перед сном
обязателен. Также стоит оставлять один день в неделю без интернета вообще, и в
целом без гаджетов.
Время отводить на реальные разговоры.
Например, мы сидим за ужином
всей семьей — это именно время для семьи. Никакого телевизора, никаких
планшетов, никаких смартфонов, мы сидим и разговариваем. Это священный период,
в котором нет места никому, кроме мамы, папы и ребенка. Можно обсудить, что
интересного случилось за день — и даже если интересным был какой-то ответ ИИ,
это обсуждаем мы, люди.

Необходимо напоминать ребенку и себе, что ИИ — это инструмент, который
должен помогать, но не будет и не должен заменять настоящую человеческую жизнь
и человеческое общение.
Ищете,
чем увлечь ребенка? В разделе «Обучение детям» на Mamado
вас ждет много полезной информации о лучших детских образовательных и развивающих
программах.
Фото: Freepik.com