Когда ребенок молчит или говорит совсем мало, родителям
бывает страшно и одиноко. Хочется волшебный рецепт, чтобы помочь и понять
малыша. В этой статье рассказываем о том, как наладить контакт без слов,
поддержать ребенка и создать пространство, в котором речь обязательно зазвучит.
Что делать, когда ваш малыш не может рассказать о
своих желаниях или чувствах обычным способом? Как научиться понимать его без
слов, не зависеть от мнения окружающих и создать благоприятные
условия для развития речи?
На эти вопросы отвечает
логопед-дефектолог Оксана Борщева.
С чем сталкиваются родители неговорящих детей
Когда ребенок не
использует речь для общения, это создает особую реальность для всей семьи.
Родители испытывают напряжение и тревогу из-за неопределенности, невозможности
узнать, что беспокоит ребенка, что ему нравится, а что вызывает дискомфорт.
Усугубляет ситуацию и
давление социума: посторонние люди, даже с добрыми намерениями, часто задают
неудобные вопросы или делают замечания, которые могут глубоко ранить родителей
особенных детей. «Почему
он до сих пор не говорит? А вы попробуйте сделать так…», «Наверное, вы
недостаточно с ним занимались?» — такие фразы бьют в самое больное
место и вызывают стресс.
Кроме того, родители
детей с коммуникативными трудностями часто чувствуют физическое и эмоциональное
истощение. Постоянные визиты к специалистам, необходимость всегда быть рядом с
сыном или дочкой, постоянное внимание к малейшим сигналам — все это
требует огромных затрат ресурсов. Поэтому родителям таких детей особенно важно
уметь себя поддержать: как физически, так и морально.
Создаем среду для развития и коммуникации
Эти советы помогут родителям научиться понимать
своего ребенка и помочь ему развиваться.
1. Предсказуемость и режим
Для ребенка с трудностями
коммуникации особенно важно жить в понятном ему, предсказуемом мире.
Родителям необходимо,
насколько это возможно, обеспечить
режим дня: фиксированное время подъема, приема пищи, занятий,
прогулок и отхода ко сну. Так ребенок чувствует себя в безопасности, уровень
тревоги снижается — ведь он знает, что будет дальше.
А тревога, как известно, — враг развития и мотивации
2. Визуальные подсказки и расписание
Последовательность
действий, список дел и задач нужно отображать через картинки, фото, рисунки.
Например, можно шаг за шагом изобразить утренние ритуалы, подготовку к выходу
на улицу или последовательность развивающих упражнений и заданий во время
занятия.
3. Организованное
пространство
У каждой вещи должно быть
свое место, а у каждого вида активности — своя зона. Это помогает
структурировать не только физическое пространство, но и мышление ребенка. Я сел
за стол, значит, мы будем что-то учить. А в спортивном уголке мы учимся
перепрыгивать препятствия и ловить мяч.
4. Сенсорный комфорт
Дети с нейроотличиями,
как правило, очень чувствительны и склонны к сенсорному перегрузу. Поэтому
лучше минимизировать раздражающие факторы, такие как: яркий свет, громкие
звуки, резкие запахи. Они могут перегружать нервную систему ребенка и приводить
к срывам.
5. Наблюдение и фиксация
Ведите дневник поведения,
записывайте туда то, как повел себя ребенок, в какой ситуации это произошло,
что предшествовало. Отмечайте, какие факторы предшествуют определенным
состояниям, что вызывает у него положительные и отрицательные реакции.
6. Общение с помощью визуализации
Используйте фотографии
или картинки для обозначения предметов и действий, сопровождайте свои слова
простыми схемами или пиктограммами.
7. Позаботьтесь о своем
эмоциональном состоянии
Ваше собственное
состояние напрямую влияет на ребенка. Дети с нейроотличиями часто очень
чувствительны к эмоциональному фону и могут «считывать» тревогу или напряжение.
Поэтому
забота о
собственном психологическом благополучии нужна для всей семьи.
8. Поддержка и мотивация
Используйте интересы
ребенка как мотиватор для коммуникации, ведь у каждого малыша, а особенно у
нейроотличного, есть своя зона интересов, увлечений, любимых занятий.
Комментируйте свои
действия и происходящие события простыми фразами и поощряйте любые попытки
коммуникации, даже если они несовершенны.
4 ошибки родителей, замедляющие развитие ребенка
На практике встречаются
определенные паттерны поведения родителей, которые, несмотря на лучшие
намерения, могут замедлять прогресс ребенка.
1Самая распространенная проблема — непринятие особенностей ребенка и постоянное сравнение с нормативным развитием. Это создает в общении атмосферу недовольства и разочарования, которую ребенок чувствует, даже если вы не выражаете эти эмоции напрямую.
2Многие родители избегают альтернативных способов коммуникации из страха, что ребенок «привыкнет» к ним и не будет стремиться говорить. Исследования показывают обратное: использование жестов, карточек или коммуникаторов часто становится мостиком к вербальной речи.
3Еще одна крайность — гиперопека и выполнение всех желаний ребенка до того, как он попытается их выразить. Такой подход лишает ребенка мотивации к коммуникации: зачем стараться что-то сообщить, если все и так получаешь?
4Частое заблуждение — отождествление отсутствия речи с интеллектуальной недостаточностью. Нередко «неговорящие» дети обладают отличным интеллектом по возрасту, а кто-то даже опережает по сообразительности сверстников.
Роль дефектолога в построении коммуникации
Дефектолог в работе с
неговорящими детьми выполняет несколько важных функций, которые в совокупности
помогают сформировать эффективную систему поддержки. Среди них:
определение сильных и слабых сторон развития ребенка;
подбор эффективной системы альтернативной и дополнительной коммуникации (ААК);
обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;
построение индивидуальной траектории развития;
поддержка для ребенка и для взрослого.
Например, есть случай,
когда пятилетний мальчик с РАС (расстройство аутистического спектра) после трех
месяцев работы с карточками PECS и внедрения визуального расписания стал
указывать на нужные предметы, а позже — использовать простые знаки и звуки. Все это — результат системности и индивидуальной работы.
Путь к коммуникации для
каждого ребенка уникален, но есть универсальные принципы, которые помогают
семьям преодолеть барьеры молчания.
Ваш ребенок — человек с
собственным путем развития. Чем раньше вы примете его особенности, тем быстрее
сможете двигаться вперед, не растрачивая энергию на сопротивление реальности.
Найдите свою «команду
поддержки» — специалистов, которые увидят
потенциал вашего ребенка и готовы будут работать в
тесном контакте с семьей. И не забывайте о других членах семьи — братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Они также нуждаются
в знаниях о том, как взаимодействовать с ребенком, и должны понимать
особенности коммуникации.
Найдите для себя способы
восстанавливаться и получать поддержку. Это могут быть группы для родителей,
психологическая помощь или даже просто общение с друзьями.
И помните: отсутствие
слов не означает отсутствие чувств, мыслей или желания общаться. Это просто
другой путь — иногда более сложный, но не менее ценный. Ведь в конечном
счете важно не то, какими способами мы выражаем свою любовь, а то, что мы
находим подход друг к другу даже за гранью привычных нам слов.
Если
вы ищете хорошего логопеда или центр, где помогут вашему ребенку развивать речь
— загляните в раздел «Обучение» на сайте и в приложении Mamado. Там собраны
проверенные специалисты, которые точно знают, как найти подход к каждому
малышу.

Логопед-дефектолог, основатель и руководитель «Логопедического центра Оксаны Борщевой»Оксана Борщева
Фото
Freepik.com