2 037
20 мая 2025

Без слов: 8 советов родителям детей с особенностями речевого развития

Без слов: 8 советов родителям детей с особенностями речевого развития
ФОТО Freepik.com
Когда ребенок молчит или говорит совсем мало, родителям бывает страшно и одиноко. Хочется волшебный рецепт, чтобы помочь и понять малыша. В этой статье рассказываем о том, как наладить контакт без слов, поддержать ребенка и создать пространство, в котором речь обязательно зазвучит.
Что делать, когда ваш малыш не может рассказать о своих желаниях или чувствах обычным способом? Как научиться понимать его без слов, не зависеть от мнения окружающих и создать благоприятные условия для развития речи
На эти вопросы отвечает логопед-дефектолог Оксана Борщева.

С чем сталкиваются родители неговорящих детей

Когда ребенок не использует речь для общения, это создает особую реальность для всей семьи. Родители испытывают напряжение и тревогу из-за неопределенности, невозможности узнать, что беспокоит ребенка, что ему нравится, а что вызывает дискомфорт.
Усугубляет ситуацию и давление социума: посторонние люди, даже с добрыми намерениями, часто задают неудобные вопросы или делают замечания, которые могут глубоко ранить родителей особенных детей. «Почему он до сих пор не говорит? А вы попробуйте сделать так…», «Наверное, вы недостаточно с ним занимались?» — такие фразы бьют в самое больное место и вызывают стресс.
Кроме того, родители детей с коммуникативными трудностями часто чувствуют физическое и эмоциональное истощение. Постоянные визиты к специалистам, необходимость всегда быть рядом с сыном или дочкой, постоянное внимание к малейшим сигналам — все это требует огромных затрат ресурсов. Поэтому родителям таких детей особенно важно уметь себя поддержать: как физически, так и морально. 

Создаем среду для развития и коммуникации

Эти советы помогут родителям научиться понимать своего ребенка и помочь ему развиваться.
1. Предсказуемость и режим
Для ребенка с трудностями коммуникации особенно важно жить в понятном ему, предсказуемом мире. 
Родителям необходимо, насколько это возможно, обеспечить режим дня: фиксированное время подъема, приема пищи, занятий, прогулок и отхода ко сну. Так ребенок чувствует себя в безопасности, уровень тревоги снижается — ведь он знает, что будет дальше.
А тревога, как известно, — враг развития и мотивации
2. Визуальные подсказки и расписание
Последовательность действий, список дел и задач нужно отображать через картинки, фото, рисунки. Например, можно шаг за шагом изобразить утренние ритуалы, подготовку к выходу на улицу или последовательность развивающих упражнений и заданий во время занятия.
3. Организованное пространство
У каждой вещи должно быть свое место, а у каждого вида активности — своя зона. Это помогает структурировать не только физическое пространство, но и мышление ребенка. Я сел за стол, значит, мы будем что-то учить. А в спортивном уголке мы учимся перепрыгивать препятствия и ловить мяч. 
4. Сенсорный комфорт
Дети с нейроотличиями, как правило, очень чувствительны и склонны к сенсорному перегрузу. Поэтому лучше минимизировать раздражающие факторы, такие как: яркий свет, громкие звуки, резкие запахи. Они могут перегружать нервную систему ребенка и приводить к срывам.
5. Наблюдение и фиксация
Ведите дневник поведения, записывайте туда то, как повел себя ребенок, в какой ситуации это произошло, что предшествовало. Отмечайте, какие факторы предшествуют определенным состояниям, что вызывает у него положительные и отрицательные реакции.
Создавайте свой собственный «словарь» невербальных сигналов ребенка.
ФОТО Freepik.com
ФОТО Freepik.com
6. Общение с помощью визуализации
Используйте фотографии или картинки для обозначения предметов и действий, сопровождайте свои слова простыми схемами или пиктограммами.
7. Позаботьтесь о своем эмоциональном состоянии
Ваше собственное состояние напрямую влияет на ребенка. Дети с нейроотличиями часто очень чувствительны к эмоциональному фону и могут «считывать» тревогу или напряжение. Поэтому забота о собственном психологическом благополучии нужна для всей семьи.
8. Поддержка и мотивация
Используйте интересы ребенка как мотиватор для коммуникации, ведь у каждого малыша, а особенно у нейроотличного, есть своя зона интересов, увлечений, любимых занятий.
Комментируйте свои действия и происходящие события простыми фразами и поощряйте любые попытки коммуникации, даже если они несовершенны.

4 ошибки родителей, замедляющие развитие ребенка

На практике встречаются определенные паттерны поведения родителей, которые, несмотря на лучшие намерения, могут замедлять прогресс ребенка.
1

Самая распространенная проблема — непринятие особенностей ребенка и постоянное сравнение с нормативным развитием. Это создает в общении атмосферу недовольства и разочарования, которую ребенок чувствует, даже если вы не выражаете эти эмоции напрямую.

2

Многие родители избегают альтернативных способов коммуникации из страха, что ребенок «привыкнет» к ним и не будет стремиться говорить. Исследования показывают обратное: использование жестов, карточек или коммуникаторов часто становится мостиком к вербальной речи.

3

Еще одна крайность — гиперопека и выполнение всех желаний ребенка до того, как он попытается их выразить. Такой подход лишает ребенка мотивации к коммуникации: зачем стараться что-то сообщить, если все и так получаешь?

4

Частое заблуждение — отождествление отсутствия речи с интеллектуальной недостаточностью. Нередко «неговорящие» дети обладают отличным интеллектом по возрасту, а кто-то даже опережает по сообразительности сверстников.

Роль дефектолога в построении коммуникации

Дефектолог в работе с неговорящими детьми выполняет несколько важных функций, которые в совокупности помогают сформировать эффективную систему поддержки. Среди них:

определение сильных и слабых сторон развития ребенка;

подбор эффективной системы альтернативной и дополнительной коммуникации (ААК);

обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;

построение индивидуальной траектории развития;

поддержка для ребенка и для взрослого.

Например, есть случай, когда пятилетний мальчик с РАС (расстройство аутистического спектра) после трех месяцев работы с карточками PECS и внедрения визуального расписания стал указывать на нужные предметы, а позже — использовать простые знаки и звуки. Все это — результат системности и индивидуальной работы. 
Путь к коммуникации для каждого ребенка уникален, но есть универсальные принципы, которые помогают семьям преодолеть барьеры молчания.
Ваш ребенок — человек с собственным путем развития. Чем раньше вы примете его особенности, тем быстрее сможете двигаться вперед, не растрачивая энергию на сопротивление реальности.
Найдите свою «команду поддержки» — специалистов, которые увидят потенциал вашего ребенка и готовы будут работать в тесном контакте с семьей. И не забывайте о других членах семьи — братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Они также нуждаются в знаниях о том, как взаимодействовать с ребенком, и должны понимать особенности коммуникации.
ФОТО Freepik.com
ФОТО Freepik.com
Найдите для себя способы восстанавливаться и получать поддержку. Это могут быть группы для родителей, психологическая помощь или даже просто общение с друзьями.
И помните: отсутствие слов не означает отсутствие чувств, мыслей или желания общаться. Это просто другой путь — иногда более сложный, но не менее ценный. Ведь в конечном счете важно не то, какими способами мы выражаем свою любовь, а то, что мы находим подход друг к другу даже за гранью привычных нам слов.
Если вы ищете хорошего логопеда или центр, где помогут вашему ребенку развивать речь — загляните в раздел «Обучение» на сайте и в приложении Mamado. Там собраны проверенные специалисты, которые точно знают, как найти подход к каждому малышу.
Логопеды

Здесь вы найдете нужного вам специалиста

Посмотреть
Логопед-дефектолог, основатель и руководитель «Логопедического центра Оксаны Борщевой»
Логопед-дефектолог, основатель и руководитель «Логопедического центра Оксаны Борщевой»Оксана Борщева
Фото Freepik.com
Есть вопросы по статье или размещению?Узнать подробнее