Почему говорят «кризис первого года жизни»?
Психологи объясняют: это означает переломный момент, и в случае с детьми, как
правило, возрастные перемены — всегда радость для малышей и повышение
тревожности для родителей.
За 12 месяцев развития «годовасики» делают скачок
во взрослении: они меняют горизонтальное и сидячее положение на вертикальное. В
течение этого периода активно развиваются такие навыки малыша, как хватание,
ходьба и первая речь, которые оказывают влияние на формирование психических
процессов. Если раньше ребенок часто спал и много внимания уделял лицу мамы,
папы или значимого взрослого, то теперь его взгляд направлен на внешний мир.
Задачей годовалого малыша становится усмирить свое любопытство по отношению к
окружающей его среде.
Ведущий психолог Регионального центра «Семья» Александра
Ставрова ответила на самые популярные родительские вопросы, которые
касаются первого года жизни ребенка.
Что происходит с ребенком с точки зрения психологического развития в этот период?
На этом этапе взросления ребенок с любопытством
изучает окружающий мир, что может проявляться даже в облизывании предметов. К
году дети становятся очень активными и подвижными, и родителям,
особенно мамам, требуется
много сил и энергии, чтобы следить за ними. Важно, чтобы взрослые выстраивали
контакт с ребенком, уделяя внимание взаимодействию как с мамой, так и с папой.
Мы (психологи) называем этот период кризисом
первого года жизни, так как на малыша влияет множество факторов. Если ранее он
не мог дотянуться до стола или до каких-то предметов, то теперь им движут
любопытство и интерес, а еще он начинает выстраивать взаимоотношения с другими.
Весь мир для него вращается вокруг значимого взрослого, и через игру и
повседневные ситуации ребенок подражает нам.
Обратите внимание на годовалых детей: они повторяют позы, мимику и жесты взрослых
Таким образом они учатся распознавать эмоции и
могут проявлять свои первые капризы, показывая, что им не нравится.
В этот период
формируется собственная воля и желания ребенка.
Многие родители замечают, что малыш начинает протестовать и активно проявлять
себя, хотя его «Я» еще неокрепшее. Малыш может тыкать пальцем в игрушки,
которые его заинтересовали, и важно приглашать взрослых взаимодействовать с ним
через игру.
Может ли быть такое, что кризис первого года не наступит или задержится?
Хочу успокоить родителей: существуют дети, которые
долго сидят на месте и даже не ползают — ни вперед, ни назад. Они могут
накапливать словарный запас, но при этом казаться замкнутыми и стеснительными,
прячутся за родителей при встрече с новыми людьми. Например, они могут долго
удерживать игрушку в руках и не отдавать ее никому. Это вполне нормально и
соответствует возрастным особенностям.
Важно понимать, что это не означает, что развитие
остановилось. Ваш ребенок продолжает расти и развиваться, просто проявляет себя
менее ярко.
Не стоит торопить малыша: все дети развиваются в своем темпе
Некоторые
родители начинают винить себя за застенчивость своего
ребенка или за то, что он не играет с другими детьми. Я бы посоветовала не
переживать по этому поводу.
Иногда нам кажется, что дети должны уже активно
держать ложку или лепетать несколько слов, но это не всегда так. Некоторые
развиваются медленнее, но это не значит, что они будут сильно отставать в
будущем.
Наш мозг обладает пластичностью, и нейронные
связи продолжают формироваться в соответствии с темпом роста. Сегодня ребенок
может быть вялым и не удерживать ложку, а завтра он будет бодрым и активным.
Важно помнить, что, когда придет время, он научится и говорить, и держать
ложку.
Как тогда психологи понимают, что «это» не норма?
Необходимо обращать внимание на общее состояние
ребенка, включая его сон, аппетит, настроение и поведение. Если ваш
малыш плохо засыпает,
часто ворочается, выглядит вялым или беспокойным, это может быть сигналом, что
стоит обратиться к педиатру.
Также, если вы замечаете значительные отставания
в развитии, особенно у годовалого ребенка (например, ослабление мышц или другие
проблемы), эти вопросы можно корректировать со специалистом. Если были
сложности в перинатальном или родовом периоде, родителям может понадобиться
поддержка психолога для проработки этих переживаний.
Проблемы со сном и аппетитом могут негативно
сказаться на здоровье и психологическом состоянии ребенка. В таком случае он
может быть капризным и не соблюдать режим. Важно создать для него безопасную и
комфортную среду и понаблюдать за его поведением в течение нескольких недель,
прежде чем делать выводы о гиперактивности.
Гиперактивность — это более серьезное
состояние, и врачи обычно рекомендуют наблюдение в течение полугода перед
выставлением какого-либо диагноза. Регулярные медосмотры в детском саду (в 2-3
года) также помогут выявить возможные проблемы.
Если вы заметили, что малыш не контактирует с
вами, не интересуется любимыми игрушками и у него угасают основные рефлексы
(например, глотательные или двигательные), это тревожный сигнал. В таком случае
стоит обратиться к квалифицированному педиатру или неврологу, особенно если проблемы
со сном продолжаются.
Что умеет малыш в возрасте 8-24 месяцев?
Давайте поэтапно о развитии
ребенка в первые 2 года жизни.
8-12 месяцев. Ребенок начинает ходить, исследует мир и использует простые слова, такие как «мама» и «папа». Он также начинает использовать предметы для решения задач: например, достает игрушки из коробки.
12-18 месяцев. Ребенок использует предметы как инструменты, например, ложку для еды. Он начинает играть в прятки и понимает, что скрытые вещи продолжают существовать.
18-24 месяца. Ребенок говорит более сложными предложениями и использует глаголы. Он начинает проявлять фантазию в игре и осознает концепцию числа. Например, может показать, сколько пальцев на руке.
А если все-таки ребенок не произносит никакие слова?
У малышей сначала появляются вокализы, то есть
предречевые звуки. Затем они начинают складываться в простые слоги, такие как
«ба» и «ма», что приводит к образованию первых слов. Очень интересно наблюдать
за этим процессом, ведь речевой аппарат ребенка еще не полностью сформирован.
Он продолжает расти и развиваться, мышцы укрепляются, и со временем язычок
занимает правильное положение.
Иногда дети могут произносить слова не совсем
правильно, например, вместо «спасибо» они говорят «сибо», пропуская часть звуков.
Это абсолютно нормально.
До двух с половиной лет можно спокойно заниматься развитием речи дома
Что важно делать родителям для воспитания «годовасиков»?
Очень важно, чтобы у ребенка развивалась игровая
деятельность. Мы стимулируем его познание окружающей среды, ведь именно через
игру он взаимодействует со взрослыми — папой и мамой. В годовалом
возрасте малыш делает свои первые неуверенные шаги от одного родителя к
другому, опираясь на их поддержку. Принятие сына или дочери таким, какой он
есть, включая его капризы и даже
пищевую избирательность, играет ключевую роль в этом процессе.
Рекомендация: начните вести дневник наблюдений за своим ребенком
Записывайте каждый день (или раз в неделю), что
нового произошло: какие первые слова он произнес, какие игрушки стали любимыми.
Это поможет отслеживать его развитие и достижения.
Кроме того, нужно развивать моторные навыки у
детей. Например, если ребенок научился нажимать на кнопку игрушки, можно
предложить ему что-то новое для освоения. Развитие идет полным ходом:
формируются память, внимание и восприятие окружающего мира. Дети воспринимают
мир как добрый и хороший, и даже могут не помнить о своих капризах или
негативных моментах.
Наша память устроена так, что яркие позитивные
эмоции и ситуации остаются с нами на всю жизнь. Создавая положительные
воспоминания, мы помогаем детям формировать их жизненный опыт.
Нужно ли отдавать детей в этом возрасте в центры развития?
Важно отметить: если вы замечаете, что вашему
ребенку нужны занятия, можете посещать различные центры — например,
по плаванию. Здесь малыш вместе с мамой может освоить новые навыки. Такие занятия
не только развивают физические способности, но и укрепляют связь между
родителем и малышом.
Кроме того, интеллектуальные занятия также имеют
большое значение. Например, обучение различению цветов и форм, сборка пирамидок
— все это способствует развитию когнитивных навыков. Если у мамы не
хватает времени на такие занятия из-за работы или других обязательств,
специализированные центры могут стать отличным решением. Главное, чтобы ребенок
положительно реагировал на эти занятия и испытывал радость от процесса.
Волноваться ли за мокрые штанишки?
В этом возрасте родители часто переживают по
поводу физиологических моментов, особенно когда дети все еще могут иногда
мочиться в штаны. Распространенный вопрос: когда начинать приучать к горшку?
Возраст от года до полутора лет действительно
является подходящим для начала этого процесса.
Однако важно помнить, что ругать малыша за мокрые штаны — ошибка
В этом возрасте физическое развитие ребенка может
варьироваться. Приучать к горшку можно, но без давления и критики. Научить
ребенка пользоваться горшком можно в любом возрасте: в год, в два года и даже
позже. Главное — подходить к этому с терпением и пониманием.
Также стоит отметить, что в этот период дети
начинают активно развиваться и делать многое самостоятельно, и некоторые
родители могут торопиться с ожиданиями. Не спешите, не создавайте лишний
стресс, чтобы избежать негативных последствий, таких как энурез или энкопрез.
Заботьтесь о том, чтобы процесс приучения был комфортным для вашего малыша!
Кризис первого года жизни — это
важный и неизбежный этап как для детей, так и для их родителей. В этот период
малыши учатся справляться с новыми эмоциями, развивают свои социальные навыки и
начинают познавать окружающий мир.
Для родителей же это время может быть источником
стресса и беспокойства, так как они сталкиваются с изменениями в поведении
своего ребенка и собственными переживаниями. Помните, что поддержку и
экспертную консультацию по поводу развития всегда можно получить в кабинете
детского психолога.

Ведущий психолог Регионального центра «Семья»Александра Ставрова
ПодробнееКризис первого года жизни — это
важный и неизбежный этап как для детей, так и для их родителей. В этот период
малыши учатся справляться с новыми эмоциями, развивают свои социальные навыки и
начинают познавать окружающий мир.
Для родителей же это время может быть источником
стресса и беспокойства, так как они сталкиваются с изменениями в поведении
своего ребенка и собственными переживаниями. Помните, что поддержку и
экспертную консультацию по поводу развития всегда можно получить в кабинете
детского психолога.
Фото: Unsplash